Кто-нибудь ждал «Тачек 3»? Подозреваю, что даже те, кому нравятся предыдущие части, не требовали третьей. Как минимум потому что я из их числа. Но кто точно был заинтересован в производстве, так это Джон Лассетер. Мало того, что он сам был режиссёром на предыдущих частях и безумно любит автомобили в целом. Но и прекрасно видел, как много приносят не сколько сами картины, сколько сопутствующая продукция.
Чего говорить, я сам просил у родителей на день рождения набор LEGO по первым «Тачкам» и заодно получил от тёти вышедший в том же году конструктор по сиквелу. Да, мне тогда исполнялось 15 — не осуждайте, пожалуйста. Производство «Тачек 3» началось ещё в 2011 году, но после премьеры второй части. Режиссёром назначили Брайана Фи, начавшего свою работу в Pixar как раскадровщик «Тачек» 2006 года. Причем в подобное кресло он не стремился, но был лично выбран Лассетером. Активная часть создания началась в 2014 году.
Не то чтобы рекламная кампания смогла сильно убедить посмотреть. Но уже чисто ради первого трейлера стоило затевать всё мероприятие. Это было что-то свежее и действительно неожиданное. Мультяшная тачка оказывалась в реалистичной аварийной ситуации на трасе. И всё. Нам не показали, что с главным героем всё хорошо. И это было самое классное. Какие-то дети-неженки были в шоке, а их родители писали гневные письма. Да и черт с ними.
Молния Маккуин (Оуэн Уилсон) стал чемпионом Кубка Поршня уже 7 раз. У него сложились дружеские отношения со своими соперниками и в целом гонки стали чуть ли не идиллией. Но внезапно на сцену врывается автомобиль нового поколения Джексон Шторм (Арми Хаммер), чисто математически превосходящий Молнию по всем параметрам. Желание остаться в игре доводит его до аварии, после которой он решает найти новый способ стать самой быстрой тачкой.
Сложно не заметить, насколько «Тачки 3» апеллируют к первой части вплоть до использования ранее не воспроизводившихся реплик Пола Ньюмана, сыгравшего там свою последнюю роль в жизни. Но если там был сюжет про насколько это вообще возможно классическое переосмысление себя, то здесь ситуация помногослойней.
Маккуин постоянно возвращается мыслями к своему Ментору Доку Хадсону, озвученному Ньюманом, а позже получает куда более современного тренера Круз Рамирез (Кристина Алонзо), у которых путь идет от критического недопонимания до уникального симбиоза. А потом ещё обращается и к тренеру Дока, Выхлопу (Крис Купер). И это ещё не упоминая более эпизодических героев, отсылающих к богатой истории аутсайдеров NASCAR. По истории последней авторы так угорели, что даже вставили в фильм на пару кадров самогонный аппарат. Ведь для многих первых гонщиков перевозка тогда незаконного алкоголя стала эффективной тренировкой ещё до появления турнира.
Больше всего из рассказов авторов мне понравилась идея смены поколений уже внутри самого Pixar. Мол, вот мы пришли в студию и творили все эти мультфильмы, а спустя 20 лет стало появляться новое поколение сотрудников, на этих картинах выросшее. И смотря на их работы, они видели ещё больший потенциал. Посмотрев только вышедшую «Я краснею», я прекрасно понял, о чём они. Эта рефлексия нашла прямое отражение в «Тачках 3».
Все эти благие намерения, конечно, прекрасны. Но сами по себе они не гарантируют качество полнометражного анимационного фильма. Когда я посмотрел его впервые, то не был уверен, как оценить. Компромиссной мыслью стало то, что хоть лично для меня это худшая часть трилогии, но картина всё равно неплохая и в любом случае к моему мнению лучше не прислушиваться. И если первое всё ещё верно (не так много людей действительно готовы оценить третью часть выше второй, что подтверждается чуть ли не всеми рейтингами мира), то после пересмотра моё мнение даже немного ухудшилось.
Я ненавижу, когда кино, преимущественно сиквелы и прочие части франшиз, называют ненужным. Произведения искусства из лично вашей нужды и не появляются, никто не обязан их вам создавать. Но когда я смотрю на ситуацию с «Тачками» и «Тачками 3», то не могу не ощущать то, насколько последняя кажется лишней. Конечно, я предпочту первую в любой ситуации. Но даже если она недоступна, то всё ещё не буду гореть желанием пересмотреть триквел. Лучше уж сиквел, он всяко веселей.
Ярче всего эту проблему видно по музыке Рэнди Ньюмана. Возможно, это его худший саундтрек для Pixar. Как будто он использует суженный арсенал мелодий оригинала и на спор не выходит из них, мучая постоянными духовыми и общей унылостью с однообразием. По сравнению с этой ситуации сюжет максимально оригинальный и уникальный, хоть в середине откровенно провисает.
С песнями ситуация куда лучше. Run That Race от Дэна Ауэрбаха в начале и финальная Ride Зизи Уорда под гитару Гари Кларка-младшего — крутейшие композиции, лишь немногим уступающие первой части. Зато выигрывающие у «Тачек 2», там всего одна интересная песня.
Я не могу отрицать огромное мастерство и старания, вложенные в картину. Столько чудесных мелочей, качество графики невероятное от блестящих поверхностей машин (от которых я местами уставал — на их фоне оригинал как пластмасса) до крайне реалистичной грязи. Как выяснилось, до сих пор Pixar с ней активно не работала, а сама субстанция для анимирования невероятно сложна. Даже Оуэн Уилсон на удивление сильно выложился в озвучке, хоть и злоупотреблял фирменным «вау».
«Тачки 3» разочаровывают не из-за ожиданий от франшизы (их нет), а от того, что столь мощные ресурсы технологий и талантов пошли на откровенно слабый фильм. У таких людей не могли не появляться удачные строчки диалога и мощные сцены. Но вот полноценно увлекательного действия так и не получилось.
Выйдут ли «Тачки 4»? Почти уверен, что нет. И дело не только в более слабых, чем у предыдущих частей, сборах или, предположу, спавшем интересе к игрушкам. В год выхода картины Джон Лассетер ушёл из Pixar. Франшиза лишилась главного покровителя. А сейчас Брайан Фи занят оригинальным фильмом по собственному сценарию, в чём и желаю ему успехов.
6 из 10