Всё мое сознательное детство Гарри Поттер был рядом. Фильмы один за другим выходили в кинотеатрах и крутились по телику, а первые три книги оказались даже у нас, причем довольно рано. Я никогда не был особым фанатом волшебного мира Дж. К. Роулинг, так что больше всего в этой истории меня завораживает сам факт возникшего феномена.

В году этак 2012-ом я был в книжном магазине и заметил небольшую книжку под названием «Фантастические звери и места их обитания» — учебник зоологии за авторством некого Ньюта Саламандера. Эта книга неоднократно упоминалась в историях о Поттере. Её Роулинг написала в 2002 году по просьбе руководителя благотворительного фонда Comic Relief и замечательного сценариста/режиссёра Ричарда Кертиса для того, чтобы большая часть продаж как раз в фонд и пошла. Купив книгу, я по идее поддержал благотворительность одного из моих любимых кинематографистов.

Чтиво оказалось максимум на 45 минут. Приятные мелочи вроде предисловия директора волшебной школы Альбруса Дамблдора и граффити на страницах от Гарри, Рона и Гермионы помогли одним залпом прочесть досье о разных вымышленных животных от фениксов и драконов до какого-нибудь нюхлера. Правда, мне было бы интересно и без дополнительного багажа отсылок. Я люблю читать про животных, в том числе о вымерших — а это уже не так далеко от вымышленных.

Положил книгу на полку, забыл про неё, и спустя пару лет вдруг новость — по ней аж трилогия будет. Причём сценарии напишет сама Роулинг, которая раньше таким не занималась. Ну, ладно, хозяйка-барыня. А, стоп, пять фильмов? Конечно, гулять так гулять.

Eddie Redmayne in Fantastic Beasts and Where to Find Them (2016)

Чего ждать хотя бы от первой картины было совсем непонятно. Но зато в неё взяли много всяких прекрасных актеров, талантливого композитора, проверенного благодаря всей второй половине фильмов о Поттере режиссёра Дэвида Йейтса — авось и взлетит. И надо же, правда взлетело. Когда я пересматривал «Фантастические твари и где они обитают» аккурат перед выходом сиквела, тоже взлетело. Причём ничуть не хуже первого раза. Фильм в принципе очень хорошо смотрится повторно, замечаешь всякие мелочи. Наиболее крутая из них заключается в том, что самый первый человек, которого мы видим в ленте, хоть и с затылка, и оказывается тем самым неожиданным открытием в конце.

Я рос вместе с Гарри Поттером, и «Фантастические твари и где они обитают» оказались ещё одним шажком этого роста. Теперь все герои взрослые, место действия сильнее стилизовано, условностей волшебного мира стало только больше. Но это всё ещё захватывающий и дружелюбный ко всем его лицезреющим мир, что только рад рассказать свою историю.

Действие происходит в 1920-х в Нью-Йорке, куда приезжает Ньют Саламандер (Эдди Редмэйн) со своим магическим чемоданом, заполненный фантастическим зверьём. Там он сталкивается с не-магом, но предпринимателем-энтузиастом Якобом Ковальски (Дэн Фоглер) и экс-мракоборцем Тиной Голдштейн (Кэтрин Уотерстоун).

По стечению обстоятельств они, вместе с сестрой последней Куини (Элисон Судол), ищут по Большому Яблоку пару сбежавших из кейса тварей и заодно оказались втянуты в события, напрямую связанные с Главой Департамента магической безопасности Персивалем Грэйвсом (Колин Фаррел), ведущего темные дела с неким Криденсом (Эзра Миллер).

Colin Farrell and Ezra Miller in Fantastic Beasts and Where to Find Them (2016)

Главная проблема «Фантастических тварей» — что они воспринимаются не одной лентой, а как почти две. С одной стороны у нас Ньют и его приятели, ищущие зверушек, а с другой — тема с обществом верующих в ведьм и ненавидящих их, среди которых живёт Криденс, с которым сотрудничает Грэйвс. Первая часть гораздо интереснее и регулярно развлекает, но без второй у нас не было бы роскошного третьего акта.

Проблема не в том, что одно накладывается на другое, не давая дышать друг другу. Ньют и компания пожаловаться на недостаток времени не могут, а вторая часть поначалу и так слишком многого предложить не способна. Буквально не хватает пары деталей, чтобы симбиоз получился органичнее, а сам факт расслоения не бросался в глаза. Вероятно, дело в недоговорках, явно намекающих на сиквелы. Хотя, по сравнению со многими другими действительно неудачными первыми частями предполагаемых франшиз, здесь эта проблема далеко не так сильна.

Fantastic Beasts and Where to Find Them (2016)

В остальном это чертовски развлекательный, интересный и красивый фильм. Дело не сколько в графике — она, по правде говоря, могла быть чуть лучше. Но в ней виден авторский вклад, каждый компьютерный персонаж нарисован в не противоречащей другому стилистике. Это как смотреть «Кто подставил Кролика Роджера?»: разумеется, двумерные персонажи были добавлены в сцену позже. Но кого это волнует, когда общая картина смотрится столь естественно?

Одна тварь изобретательней другой, каждую хочется погладить вместе с героями. От невидимой мартышки до на треть птицы, на треть богомола и на треть йо-йо — за ними наблюдаешь с таким же восторгом, какой получаешь в детстве от похода в зоопарк.

Eddie Redmayne and Katherine Waterston in Fantastic Beasts and Where to Find Them (2016)

Самый сок же — это финальная ночная сцена и идущее за ней восстановление под дождём. Даже если вырвать их из контекста, это попросту приятные для глаз и ушей моменты, аналогов коим почти нигде нет. Особенно приятно, что идущие до этого более легковесные приключения Ньюта не противоречат последующему, но дают дополнительную причину переживать за героев и окончательно проясняют происходящее. Всё это не ради желания нажиться на франшизе (по крайней мере, не только ради этого), а реальная и искренняя попытка рассказать что-то ещё в знакомой вселенной.

Мне, как интроверту с проблемами общения с людьми, было легко проассоциировать себя с Ньютом Саламандром, для которого какие-то твари заметно важнее окружающих. На его фоне соратники более чем выделяются, особенно крайне миловидный и приятный Ковальски. Очевидно, что он прежде всего инструмент для ввода зрителя в историю. Но отличный же инструмент, особо и не прокопаешься.

Джеймс Ньютон Хауард, разумеется, не Джон Уильямс, но время от времени даёт прекрасные мелодии и держится достойно на фоне родоначальника музыки к фильмам о Поттере. В современном кино музыка и картинка зачастую в очень плотном симбиозе, отчего первая часто теряется. Но в сцене, где герои впервые оказываются в штаб-квартире волшебников в Нью-Йорке или типа того, огромные просторные залы заполняются мелодией из трека Tina Takes Newt In / Macusa Headquarters, выходя на первый план и рассказывая ощущения от места не хуже прекрасного визуала.

Обидно лишь, что самый радующий музыкальный момент картины — это начальные титры, где сначала звучит тема Букли от Уильямса, ставшая, по сути, гимном Гарри Поттера, а потом центральная мелодия спин-оффной франишизы уже от Хауарда. Увы, больше нас так же не порадуют за весь хронометраж.

Вернуться в мир Гарри Поттера задолго до его рождения оказалось делом на удивление приятным. Это не повтор и не наглый расчёт на узнаваемость, а нечто новое и любопытное. Некоторые недостатки дают о себе знать, но достоинства «Фантастических тварей и где они обитают» куда ярче. Поэтому сами Твари стали одной из немногих франшиз, за развитием которой мне действительно интересно следить.

8 из 10

Настолько люблю пересматривать, что целую рубрику об этом веду. Интроверт, поп-культурный наркоман. Куплен Диснеем на не самых выгодных условиях.
Leave a Comment

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *