Всё мое сознательное детство Гарри Поттер был рядом. Фильмы один за другим выходили в кинотеатрах и крутились по телику, а первые три книги оказались даже у нас, причем довольно рано. Я никогда не был особым фанатом волшебного мира Дж. К. Роулинг, так что больше всего в этой истории меня завораживает сам факт возникшего феномена.
В году этак 2012-ом я был в книжном магазине и заметил небольшую книжку под названием «Фантастические звери и места их обитания» — учебник зоологии за авторством некого Ньюта Саламандера. Эта книга неоднократно упоминалась в историях о Поттере. Её Роулинг написала в 2002 году по просьбе руководителя благотворительного фонда Comic Relief и замечательного сценариста/режиссёра Ричарда Кертиса для того, чтобы большая часть продаж как раз в фонд и пошла. Купив книгу, я по идее поддержал благотворительность одного из моих любимых кинематографистов.
Чтиво оказалось максимум на 45 минут. Приятные мелочи вроде предисловия директора волшебной школы Альбруса Дамблдора и граффити на страницах от Гарри, Рона и Гермионы помогли одним залпом прочесть досье о разных вымышленных животных от фениксов и драконов до какого-нибудь нюхлера. Правда, мне было бы интересно и без дополнительного багажа отсылок. Я люблю читать про животных, в том числе о вымерших — а это уже не так далеко от вымышленных.
Положил книгу на полку, забыл про неё, и спустя пару лет вдруг новость — по ней аж трилогия будет. Причём сценарии напишет сама Роулинг, которая раньше таким не занималась. Ну, ладно, хозяйка-барыня. А, стоп, пять фильмов? Конечно, гулять так гулять.
Чего ждать хотя бы от первой картины было совсем непонятно. Но зато в неё взяли много всяких прекрасных актеров, талантливого композитора, проверенного благодаря всей второй половине фильмов о Поттере режиссёра Дэвида Йейтса — авось и взлетит. И надо же, правда взлетело. Когда я пересматривал «Фантастические твари и где они обитают» аккурат перед выходом сиквела, тоже взлетело. Причём ничуть не хуже первого раза. Фильм в принципе очень хорошо смотрится повторно, замечаешь всякие мелочи. Наиболее крутая из них заключается в том, что самый первый человек, которого мы видим в ленте, хоть и с затылка, и оказывается тем самым неожиданным открытием в конце.
Я рос вместе с Гарри Поттером, и «Фантастические твари и где они обитают» оказались ещё одним шажком этого роста. Теперь все герои взрослые, место действия сильнее стилизовано, условностей волшебного мира стало только больше. Но это всё ещё захватывающий и дружелюбный ко всем его лицезреющим мир, что только рад рассказать свою историю.
Действие происходит в 1920-х в Нью-Йорке, куда приезжает Ньют Саламандер (Эдди Редмэйн) со своим магическим чемоданом, заполненный фантастическим зверьём. Там он сталкивается с не-магом, но предпринимателем-энтузиастом Якобом Ковальски (Дэн Фоглер) и экс-мракоборцем Тиной Голдштейн (Кэтрин Уотерстоун).
По стечению обстоятельств они, вместе с сестрой последней Куини (Элисон Судол), ищут по Большому Яблоку пару сбежавших из кейса тварей и заодно оказались втянуты в события, напрямую связанные с Главой Департамента магической безопасности Персивалем Грэйвсом (Колин Фаррел), ведущего темные дела с неким Криденсом (Эзра Миллер).
Главная проблема «Фантастических тварей» — что они воспринимаются не одной лентой, а как почти две. С одной стороны у нас Ньют и его приятели, ищущие зверушек, а с другой — тема с обществом верующих в ведьм и ненавидящих их, среди которых живёт Криденс, с которым сотрудничает Грэйвс. Первая часть гораздо интереснее и регулярно развлекает, но без второй у нас не было бы роскошного третьего акта.
Проблема не в том, что одно накладывается на другое, не давая дышать друг другу. Ньют и компания пожаловаться на недостаток времени не могут, а вторая часть поначалу и так слишком многого предложить не способна. Буквально не хватает пары деталей, чтобы симбиоз получился органичнее, а сам факт расслоения не бросался в глаза. Вероятно, дело в недоговорках, явно намекающих на сиквелы. Хотя, по сравнению со многими другими действительно неудачными первыми частями предполагаемых франшиз, здесь эта проблема далеко не так сильна.
В остальном это чертовски развлекательный, интересный и красивый фильм. Дело не сколько в графике — она, по правде говоря, могла быть чуть лучше. Но в ней виден авторский вклад, каждый компьютерный персонаж нарисован в не противоречащей другому стилистике. Это как смотреть «Кто подставил Кролика Роджера?»: разумеется, двумерные персонажи были добавлены в сцену позже. Но кого это волнует, когда общая картина смотрится столь естественно?
Одна тварь изобретательней другой, каждую хочется погладить вместе с героями. От невидимой мартышки до на треть птицы, на треть богомола и на треть йо-йо — за ними наблюдаешь с таким же восторгом, какой получаешь в детстве от похода в зоопарк.
Самый сок же — это финальная ночная сцена и идущее за ней восстановление под дождём. Даже если вырвать их из контекста, это попросту приятные для глаз и ушей моменты, аналогов коим почти нигде нет. Особенно приятно, что идущие до этого более легковесные приключения Ньюта не противоречат последующему, но дают дополнительную причину переживать за героев и окончательно проясняют происходящее. Всё это не ради желания нажиться на франшизе (по крайней мере, не только ради этого), а реальная и искренняя попытка рассказать что-то ещё в знакомой вселенной.
Мне, как интроверту с проблемами общения с людьми, было легко проассоциировать себя с Ньютом Саламандром, для которого какие-то твари заметно важнее окружающих. На его фоне соратники более чем выделяются, особенно крайне миловидный и приятный Ковальски. Очевидно, что он прежде всего инструмент для ввода зрителя в историю. Но отличный же инструмент, особо и не прокопаешься.
Джеймс Ньютон Хауард, разумеется, не Джон Уильямс, но время от времени даёт прекрасные мелодии и держится достойно на фоне родоначальника музыки к фильмам о Поттере. В современном кино музыка и картинка зачастую в очень плотном симбиозе, отчего первая часто теряется. Но в сцене, где герои впервые оказываются в штаб-квартире волшебников в Нью-Йорке или типа того, огромные просторные залы заполняются мелодией из трека Tina Takes Newt In / Macusa Headquarters, выходя на первый план и рассказывая ощущения от места не хуже прекрасного визуала.
Обидно лишь, что самый радующий музыкальный момент картины — это начальные титры, где сначала звучит тема Букли от Уильямса, ставшая, по сути, гимном Гарри Поттера, а потом центральная мелодия спин-оффной франишизы уже от Хауарда. Увы, больше нас так же не порадуют за весь хронометраж.
Вернуться в мир Гарри Поттера задолго до его рождения оказалось делом на удивление приятным. Это не повтор и не наглый расчёт на узнаваемость, а нечто новое и любопытное. Некоторые недостатки дают о себе знать, но достоинства «Фантастических тварей и где они обитают» куда ярче. Поэтому сами Твари стали одной из немногих франшиз, за развитием которой мне действительно интересно следить.
8 из 10