В 1996-ом родился человек, для которого одним из главных удовольствий жизни стало изучение странных проявлений поп-культуры. В том же году явилось миру самое неординарное проявление популярной культуры в истории. Фильм, появившийся на свет благодаря рекламной компании кроссовок, состоявшей из коллаборации успешного баскетболиста и компании анимационных героев. В первом случае речь шла обо мне, а во втором — о «Космическом джеме».

Режиссером этого дела стал Джо Питка, более известный как постановщик клипов (в том числе Майкла Джексона) и рекламных роликов. Например, для Doritos с Чеви Чейзом или для Nike с Майклом Джорданом и… Багзом Банни. Сам фильм появился в том числе благодаря беседе представителя Nike и Айвана Райтмана (да, который режиссер «Охотников за привидениями») в самолете. В итоге последний стал продюсером проекта. Когда он позвонил Роберту Земекису, не так давно снявшему «Кто подставил Кролика Роджера?», то попросил совета. Но в ответ получил лишь предупреждение, мол, не надо, меня это чуть не убило.

В 1993-ем Майкл Джордан остановил свою баскетбольную карьеру, что застопорило разработку и «…Джема». Однако именно это событие вкупе с возвращением уже в 1995-ом оказалось основой для сюжета. Сценарий вообще часто писался на ходу. Например, изначально Билл Мюррей в роли самого себя появлялся только в сцене с гольфом. Но актеру были так интересны технологии производства ленты, что он попросил вписать себя в финальный матч. Даже то, что антагонист мистер Свакхаммэр будет двумерным персонажем, было решено чуть ли не в последний момент. Планировалось позвать несколько знаменитостей на озвучку, но в итоге только этот герой получил звездный голос. Зато самого Дэнни ДеВито!

Вопреки здравому смыслу фильм вышел и был принят на удивление тепло. То есть для такого проекта. Критики, разумеется, не были в восторге, но Роджер Иберт не поскупился на оценку в три с половиной звезды из четырех. Фильм неплохо собрал в бокс-офисе, а сопутствующие товары за последние 25 лет принесли студии буквально миллиарды долларов. Одной из целью ленты было напомнить зрителям о мультфильмах Looney Tunes, что вполне сработало. Озвучившие Багза Банни и Даффи Дака Билли Уэст и Ди Брэдли Бейкер соответственно впервые стали их голосами и потом неоднократно возвращались к ролям, за что как минимум последний уже выражал свою благодарность фильму.

Для меня «Космичечкий джем» является одним из самых ранних воспоминаний просмотра фильма по телевизору. Не одно лето подряд он попадался на «России 1». Причем это было так давно, что тогда канал назывался просто «Россия», если не «РТР». Переименование произошло 1 сентября 2002 года, так что тут остается только гадать. Кино запомнилось как забавный пустячок, никогда целенаправленно и полностью я его не смотрел. Это могло сыграть злую шутку: когда брался за «Лило и Стич», которых смотрел в точно таких же обстоятельствах, то оказалось, что полфильма вообще не видел. Но в случае «Космического джема» я помнил каждую сцену. Слава богу, спустя 140 выпусков начал соответствовать названию рубрики.

Странно, что не могу вспомнить, был ли он у меня на пиратских DVD. Я ведь даже титры со скриншотами ленты видел. Но вполне возможно, что просто в то время по телевизору не было той повальной моды стыдится финальных титров. Не то чтобы к ленте не хотелось возвращаться. Просто она никогда не была первой в списке для повторного просмотра.

Я время от времени продолжал сталкиваться с героями Луни Тьюнз и радовался, когда видел отсылки к «Космическому джему», будь то появление наравне с мультяшками Майкла Джордана в книжке-раскраске или то, с какой скоростью и силой Лола Банни вписалась в канон. И нет, в отличии от многих других тогда юных зрителей, Лола не так уж сильно повлияла на мое, кхм, становление. Разве что сделала открытым к концепту фурри.

Можно сказать, что мнение о фильме с годами не особо поменялось. Пересматривая его сейчас, я все ещё могу получать удовольствие от анимации (хоть и не являюсь фанатом местных затемнений на анимированных героях), шуток и общей абсурдности происходящего. Однако и более искренние моменты, вроде сцены перед начальными титрами с юным Майклом под I Believe I Can Fly от Ар Келли, вполне работают. С возрастом для меня заиграла особым смыслом сцена, где Майкл отмечает, что уж больно милы с ним на неудачной игре в бейсбол. Но если и находить интересные смыслы, то это может касаться лишь отдельных сцен.

Ведь главная проблема как раз в том, что картина, при всей мимолетности просмотра, ощущается до нелепого рваной. Сцены плохо друг с другом стыкуются, что особенно ощущается во время матча, ради которого мультяшки и похитили Джордана. Нам показывают разнящуюся кучу скетчей, лишь иногда добавляя сюжета. Я и не сильно против, но хотелось бы чуть побольше плавных переходов от сцены к сцене. Фильм без титров идет меньше 80 минут, вполне могли бы себе позволить. По крайней мере, с художественной точки зрения, едва ли с производственной.

Фильм стал капсулой времени во многих аспектах. Скажем, в музыке: песни подобрано на редкость удачно, да и написанные специально для картины композиции вроде Space Jam в исполнении Quad City DJ’s на начальных титрах или Hit ‘Em High (The Monstars’ Anthem) от сразу нескольких реперов тоже радуют. Оригинальная музыка Джеймса Ньютона Хауарда (да, у «Темного рыцаря» и «Космического джема» один композитор, в таком мире мы живем) не особо примечательна. Но в сценах вроде трансформации пришельцев в баскетболистов или во время кульминационного матча более чем работает.

«Космический джем» завораживает своей специфичностью. И тем лучше, что он ни на что не претендует, прежде всего стараясь только развлечь на протяжении 80 минут. Возможно, поэтому ему и удалось усидеть на двух стульях: и мультяшками посмешить, и баскетбол показать.

7 из 10

Настолько люблю пересматривать, что целую рубрику об этом веду. Интроверт, поп-культурный наркоман. Куплен Диснеем на не самых выгодных условиях.
Leave a Comment

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *