Во второй половине двадцатого века в США существовал комедийный журнал под названием National Lampoon. Он был не настолько любим и обожаем, как его конкурент MAD, но свою аудиторию имел. В рамках писанины журналу было тесно, так что в итоге от него пошли театральная постановка, радиопередача и даже фильмы. Первой лентой, основанной на тексте из журнала, стал до сих пор культовый и крайне успешный в прокате для низкобюджетной комедии «Зверинец» 1978 года с Джоном Белуши.

Среди авторов National Lampoon было множество талантливейших писателей, включая Джона Хьюза, которого вы можете знать по огромному количеству лент – от «Клуба “Завтрак”» до «Одного дома». Один из его рассказов для журнала назывался «Каникулы ‘58». Именно его он позже переработал в полноценный сценарий. Вышедшие в 1983-ем «Каникулы», на чьём постере красовалось наименование журнала-первоисточника прямо перед названием картины, тоже полюбились народом. Фильм не только утвердил Чеви Чейза в звании одного из главных комедийных звёзд своего времени, но и породил собственную франшизу.

Пика серия достигла аж на третьей части – «Рождественские каникулы» на Западе принято считать современной праздничной классикой. Видимо, сказалось, что над её сценарием, как и над оригиналом, Хьюз работал единолично. После он покинул франшизу.

Серия жива до сих пор – спустя 18 лет после не особо успешного четвертого фильма «Каникулы в Вегасе» (и 32 года от первой части) в 2015-ом вышли просто «Каникулы». При идентичном названии – разве что часть с National Lampoon отпала – это не ремейк, а именно продолжение. Пусть главные звезды предыдущих картин Чеви Чейз и Беверли Д’Анджело там ограничились камео.

Ничего из этого я до недавнего времени не знал и не видел. А вот что я видел – причём, благодаря каналу СТС, хоть и кусками, но неоднократно – так это вторую часть, «Европейские каникулы». Вне контекста это было довольно странное зрелище. Люди в костюмах свиней, воровство видеокамеры, которая должна была сделать снимок семьи в фонтане – происходящее казалось чем-то странным и бессвязным.

Но теперь я изучил контекст и заодно глянул первую часть, дабы понять, откуда у всего дела ноги растут. Она, кстати, и сейчас неплохо держится как хулиганская, но приятная комедия. А вот «Европейские каникулы» так и остались странными и бессвязными. Какого черта?

Эту часть Хьюз писал в соавторстве с одним из авторов крайне популярного в своё время сериала «Чертова служба в госпитале Мэш» Робертом Клейном. Сценарий чувствуется крайне разобщенным – то ли один в спешке доделывал за другим, то ли они вместе не могли определиться с тем, что им нужно.

У произведения есть сюжетный костяк: семья Гризвольдов по случайности выигрывает в нелепой телевикторине. В качестве награды они отправляется в путешествие по Европе, где посещает Лондон, Париж, глубинку Германии и Рим. На это авторы навешивают будто бы всё, что только в голову им придёт – лишь бы оно было или хотя бы казалось комедийным материалом.

Арки развития персонажа удостаивается только старший сын Расти (Джейсон Лавли) – он в конце усмиряет свой подростковый бунт и начинает получать удовольствие от путешествия. Если бы фильм был только про него, то могло получится хорошо. Но у нас также есть его родители (Чейз и Д’Анджело) и сестра (Дэна Хилл), которые мечутся от ситуации к ситуации как коты, ловящие лазерный луч, и страдают фигнёй.

Справедливости ради, небольшой конфликт в отношениях родителей нам дают. Чтобы не спойлерить, ограничусь тем, что он очень тупой. Просто безумно нелепый и бессмысленный. А разрешение его и того хуже: авторы буквально в последние двадцать минут засунули криминальный подсюжет, чтобы герои на него отвлеклись и забыли о других проблем. Это тоже крайне глупо и адски клишировано.

Сказать, что фильм плохой, не получится: в нём есть забавные, нестандартные или застающие врасплох шутки. Особо запомнился момент, когда герой Чейза в Париже повёл жену в «кабаре». Изначальная шутка в том, какую чушь он несёт и что показывают на сцене. На заднем же фоне всю ситуацию делает в сто крат уморительнее то, что вокруг наших героев исключительно азиаты в пиджаках.

Комедии с рейтингом R по своей формуле сейчас довольно однообразны. Там матерятся, показывают непотребства и большинство героев сплошь чудаки на букву «м». Тем забавней наблюдать, как это разнится с тем, что нам предоставляют «Европейские каникулы». Мат используется редко, но оттого он только эффектнее. Из визуальной составляющей разве что нам время от времени показывают голую женскую грудь. Как это обходили на ТВ – без понятия. Видать, хорошие монтажеры были. При этом пару педофильских шуток, что есть в ленте, сейчас скорее побоялись бы вставить.

«Европейские каникулы» – не лучший представитель своей серии, который мне скорее не повезло увидеть раньше более удачных частей. Как ни на что не претендующая комедия это не худший вариант, но рекомендовать рука не поднимется.

5 из 10

Настолько люблю пересматривать, что целую рубрику об этом веду. Интроверт, поп-культурный наркоман. Куплен Диснеем на не самых выгодных условиях.
Leave a Comment

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *