В 1999 году вместе с «Историей игрушек 2» на экраны вышла короткометражка «Игра Джерри», режиссёром которой стал Ян Пинкава. В 2000 году ему пришла идея уже для полнометражки, из которой и вырос «Рататуй». Долгое время он разрабатывал историю и концепты, но так и не пришёл к удовлетворительному для себя варианту.
Тем временем между Disney и Pixar заканчивался контракт и была возможность, что следующий проект последних выйдет уже без поддержки первых. «Рататуй» стал единственным фильмом студии за всю её историю, получившим «зелёный свет» исключительно внутри производства, без вмешательства иных людей и компаний. Поскольку проект уже надо было запускать, вместо так официально и не получившего режиссёрское кресло Пинкавы постановщиком стал только закончивший «Суперсемейку» Брэд Бёрд.
У него было всего два с половиной года на переделку сценария и завершение картины. Он расширил роль пары изначально второстепенных персонажей и принял довольно смелое решение показать крыс в менее антропоморфном виде, чем замышлялось ранее.
В картине речь идёт о Реми (Пэттон Освальт) — крысе с крайне развитым нюхом, утонченными вкусовыми рецепторами и недюжинными способностями повара. Он оказывается оторван от своей семьи ужасающих размеров, но зато начинает осваиваться в Париже, где находит место своей мечты: ресторан «У Гюсто». Конечно, грызуну на кухне элитного ресторана не рады. Однако в тот же день туда приходит нерадивый юноша Лингвини (Лу Романо) в поисках работы. А из взаимодействия его и Реми выходит отменный повар.
Я в своё время копил по мелочи на пиратский DVD с «Рататуем», ибо уже после «Тачек» пытался следить за студией, пусть и не через кинотеатры. Упавшие на прилавок монеты растрогали продавца киоска нелегальных дисков, он аж сам рассказал находившимся рядом со мной родителям о том, как ещё в советское время, будучи пацаном, на что-то там копил. Однако качество звука и картинки оказалось достаточно плачевным, чтобы появилась причина отложить просмотр до лучших времен. А точнее до того момента, пока я не начал спокойно качать фильмы с интернета. Что было всего пару лет спустя.
Говорить о «Рататуе» для меня, пожалуй, посложнее будет, чем о любом другом фильме Pixar. Он воспринимается как мешанина из очень удачных, не самых лучших и откровенно посредственных идей. И всего этого примерно поровну. У меня появляется желание ленту одновременно и хвалить, и ругать, но при этом отзываться о ней скорее сдержанно.
Превозносить хочется прежде всего визуальную часть. Художественно фильм очень хорошо выдержан, люди здесь прорисованы в уникальной даже по сравнению с другими лентами Pixar стилистике. Крысы ничего особенного из себя не представляют, но сцены с их множеством впечатляют. Камера (особенно в начале) любит делать долгие динамичные кадры без склеек, что отлично ложится на повествование.
А вот последнее скорее хочется ругать. И прежде всего за его непостоянство. Первое время мы смотрим на ситуацию полностью с точки зрения Реми, отчего его внутренний диалог вполне уместен. Но позже крыса перестаёт главенствовать в происходящем, отчего и говорит она куда меньше. При взаимодействии с Лингвини зверь, слава богу, говорить не может, а сам представитель человеческой расы вообще мало что путного сказать способен. Так что повествование куда больше работает по принципу «показывай, а не рассказывай».
Всё бы ничего, но монологи Реми появляются вплоть до конца картины, когда они уже не нужны. Вырежьте его слова за кадром во время общения Лингвини с критиком Антоном Эго, блестяще озвученным Питером О`Тулом («Лоуренс Аравийский»), и получится прекрасный монтаж, который куда лучше бы справился с подачей истории, нежели вариант из итогового фильма.
Раз уж об этом заговорили, то не могу не отметить, что «Рататуй» стоит посмотреть прежде всего ради трёх персонажей. И все они, увы, второстепенные. Самая большая роль из них у единственной женщины-повара в ресторане Колетт (Джанин Гарофало). Она пылкая, целеустремленная, заносчивая и справедливая — такой персонаж, честно говоря, куда лучше бы справился с главной ролью. Самая мелкая же из тройки у её коллеги Хорста (Уилл Арнетт). Он скорее пример идеально использованной повторной шутки и находится на экране ровно столько, сколько нужно.
Третий персонаж — ранее упомянутый Эго. Он представляет собой уникальный случай, когда в герое уживаются сразу несколько крайностей, и это не на йоту не раздражает. Он наслаждается своей силой слова в возможности загубить ресторан, но при этом действительно верен профессии. Сцена поедания им Рататуя безоговорочно лучшая в фильме, это маленький шедевр.
Как вы заметили, в этом списке нет ни Реми, ни Лингвини. И если с первым всё ещё более-менее (как минимум благодаря идеально подобранному актёру озвучки как в оригинале, так и в дубляже, где за него говорит Сергей Бурунов) и проблема скорее в расфокусировке истории, то второй — просто катастрофа. Он бесхарактерный, надоедливый, а его кривлянья и без мыши на голове нелепы и раздражающи.
Парадокс: все второстепенные герои, будь то наивный брат Реми Эмиль (Питер Сон) или мастер-шеф Живодэр (Иэн Холм) имеют хоть какую-то индивидуальность. А Лингвини чуть ли не голышом ходит, сверкая своим скелетом персонажа-функции, способного заинтересовать аж ни на йоту. Подобное, откровенно говоря, позор.
Даже Майкл Джаккино, композиторскую работу которого я традиционно обожаю, в этот раз не особо радует. Музыка шумная и атмосферная, но желания слушать её отдельно не возникает. Когда я пишу о конкретном фильме, то по возможности делаю это под его саундтрек. Но сейчас я печатаю в тишине, потому что включать его желания нет.
«Рататуй» — ни в коем случае не плохой фильм. Он как минимум слишком хорошо сделан, если оценивать чисто анимацию и работу актеров озвучания. Но это тот ещё винегрет. Он вычурный, бессвязный, а на финальных титрах оставляет одновременно в восторге и недоумении. В конце концов, я не против его как-нибудь пересмотреть, но торопиться не буду.
7 из 10