В 1999 году вместе с «Историей игрушек 2» на экраны вышла короткометражка «Игра Джерри», режиссёром которой стал Ян Пинкава. В 2000 году ему пришла идея уже для полнометражки, из которой и вырос «Рататуй». Долгое время он разрабатывал историю и концепты, но так и не пришёл к удовлетворительному для себя варианту.

Тем временем между Disney и Pixar заканчивался контракт и была возможность, что следующий проект последних выйдет уже без поддержки первых. «Рататуй» стал единственным фильмом студии за всю её историю, получившим «зелёный свет» исключительно внутри производства, без вмешательства иных людей и компаний. Поскольку проект уже надо было запускать, вместо так официально и не получившего режиссёрское кресло Пинкавы постановщиком стал только закончивший «Суперсемейку» Брэд Бёрд.

У него было всего два с половиной года на переделку сценария и завершение картины. Он расширил роль пары изначально второстепенных персонажей и принял довольно смелое решение показать крыс в менее антропоморфном виде, чем замышлялось ранее.

В картине речь идёт о Реми (Пэттон Освальт) — крысе с крайне развитым нюхом, утонченными вкусовыми рецепторами и недюжинными способностями повара. Он оказывается оторван от своей семьи ужасающих размеров, но зато начинает осваиваться в Париже, где находит место своей мечты: ресторан «У Гюсто». Конечно, грызуну на кухне элитного ресторана не рады. Однако в тот же день туда приходит нерадивый юноша Лингвини (Лу Романо) в поисках работы. А из взаимодействия его и Реми выходит отменный повар.

Patton Oswalt in Ratatouille (2007)

Я в своё время копил по мелочи на пиратский DVD с «Рататуем», ибо уже после «Тачек» пытался следить за студией, пусть и не через кинотеатры. Упавшие на прилавок монеты растрогали продавца киоска нелегальных дисков, он аж сам рассказал находившимся рядом со мной родителям о том, как ещё в советское время, будучи пацаном, на что-то там копил. Однако качество звука и картинки оказалось достаточно плачевным, чтобы появилась причина отложить просмотр до лучших времен. А точнее до того момента, пока я не начал спокойно качать фильмы с интернета. Что было всего пару лет спустя.

Говорить о «Рататуе» для меня, пожалуй, посложнее будет, чем о любом другом фильме Pixar. Он воспринимается как мешанина из очень удачных, не самых лучших и откровенно посредственных идей. И всего этого примерно поровну. У меня появляется желание ленту одновременно и хвалить, и ругать, но при этом отзываться о ней скорее сдержанно.

Janeane Garofalo, James Remar, Will Arnett, Tony Fucile, and Julius Callahan in Ratatouille (2007)

Превозносить хочется прежде всего визуальную часть. Художественно фильм очень хорошо выдержан, люди здесь прорисованы в уникальной даже по сравнению с другими лентами Pixar стилистике. Крысы ничего особенного из себя не представляют, но сцены с их множеством впечатляют. Камера (особенно в начале) любит делать долгие динамичные кадры без склеек, что отлично ложится на повествование.

А вот последнее скорее хочется ругать. И прежде всего за его непостоянство. Первое время мы смотрим на ситуацию полностью с точки зрения Реми, отчего его внутренний диалог вполне уместен. Но позже крыса перестаёт главенствовать в происходящем, отчего и говорит она куда меньше. При взаимодействии с Лингвини зверь, слава богу, говорить не может, а сам представитель человеческой расы вообще мало что путного сказать способен. Так что повествование куда больше работает по принципу «показывай, а не рассказывай».

Patton Oswalt and Lou Romano in Ratatouille (2007)

Всё бы ничего, но монологи Реми появляются вплоть до конца картины, когда они уже не нужны. Вырежьте его слова за кадром во время общения Лингвини с критиком Антоном Эго, блестяще озвученным Питером О`Тулом («Лоуренс Аравийский»), и получится прекрасный монтаж, который куда лучше бы справился с подачей истории, нежели вариант из итогового фильма.

Раз уж об этом заговорили, то не могу не отметить, что «Рататуй» стоит посмотреть прежде всего ради трёх персонажей. И все они, увы, второстепенные. Самая большая роль из них у единственной женщины-повара в ресторане Колетт (Джанин Гарофало). Она пылкая, целеустремленная, заносчивая и справедливая — такой персонаж, честно говоря, куда лучше бы справился с главной ролью. Самая мелкая же из тройки у её коллеги Хорста (Уилл Арнетт). Он скорее пример идеально использованной повторной шутки и находится на экране ровно столько, сколько нужно.

Третий персонаж — ранее упомянутый Эго. Он представляет собой уникальный случай, когда в герое уживаются сразу несколько крайностей, и это не на йоту не раздражает. Он наслаждается своей силой слова в возможности загубить ресторан, но при этом действительно верен профессии. Сцена поедания им Рататуя безоговорочно лучшая в фильме, это маленький шедевр.

Как вы заметили, в этом списке нет ни Реми, ни Лингвини. И если с первым всё ещё более-менее (как минимум благодаря идеально подобранному актёру озвучки как в оригинале, так и в дубляже, где за него говорит Сергей Бурунов) и проблема скорее в расфокусировке истории, то второй — просто катастрофа. Он бесхарактерный, надоедливый, а его кривлянья и без мыши на голове нелепы и раздражающи.

Patton Oswalt and Lou Romano in Ratatouille (2007)

Парадокс: все второстепенные герои, будь то наивный брат Реми Эмиль (Питер Сон) или мастер-шеф Живодэр (Иэн Холм) имеют хоть какую-то индивидуальность. А Лингвини чуть ли не голышом ходит, сверкая своим скелетом персонажа-функции, способного заинтересовать аж ни на йоту. Подобное, откровенно говоря, позор.

Даже Майкл Джаккино, композиторскую работу которого я традиционно обожаю, в этот раз не особо радует. Музыка шумная и атмосферная, но желания слушать её отдельно не возникает. Когда я пишу о конкретном фильме, то по возможности делаю это под его саундтрек. Но сейчас я печатаю в тишине, потому что включать его желания нет.

«Рататуй» — ни в коем случае не плохой фильм. Он как минимум слишком хорошо сделан, если оценивать чисто анимацию и работу актеров озвучания. Но это тот ещё винегрет. Он вычурный, бессвязный, а на финальных титрах оставляет одновременно в восторге и недоумении. В конце концов, я не против его как-нибудь пересмотреть, но торопиться не буду.

7 из 10

Настолько люблю пересматривать, что целую рубрику об этом веду. Интроверт, поп-культурный наркоман. Куплен Диснеем на не самых выгодных условиях.
Leave a Comment

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *