Я ждал пятых «Пиратов Карибского моря», но не из-за любви к франшизе. Дело в двух норвежцах, Хоакиме Роннинге и Эспене Сандберге. Они уже однажды связывались с Голливудом (а заодно с Люком Бессоном), сняв прошедших непонятно как «Бандиток». Потом они вернулись на родину и, сделав более чем достойный «Кон-Тики», доказали, что сложно найти более подходящую кандидатуру для режиссуры новых «Пиратов».
Вероятно, увидев более неоднозначную реакцию на предыдущую часть, создатели, во главе с бессменным продюсером серии Джерри Брукхаймером, решили подвязать все хвосты франшизы. Если таковыми можно назвать не самые благополучные обстоятельства для некоторых персонажей в конце трилогии. Символично, что название предстоявшего проекта — «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» — напрямую отсылает к выражению, постоянно использовавшемуся в первом фильме.
Действие происходит спустя более чем двадцать лет после «На краю света» — ведь именно столько исполнилось Генри Тёрнеру (Брэндон Туэйтс из «Богов Египта» и сериала «Титаны»), для которого стало целью жизни спасение отца Уилла (Орландо Блум) от проклятия быть капитаном «Летучего Голландца» без возможности покинуть море.
Одному ему с этим, понятно, не справится. Из людей, объединенных желанием найти всемогущий и способный убрать любое проклятие трезубец Посейдона, складывается команда, в которую кроме него вошли даровитая умом юная Карина Смит (Кая Скоделарио из «Бегущего в лабиринте» и сериала «Молокососы») и капитан Джек Воробей (Джонни Депп, кто ж ещё). Последнего, уже потерявшего былой пыл и очаровательность, двигает по большей части желание избежать смерти от давно проклятого им капитана Армандо Салазара (Хавьер Бардем).
Почему Джек был немного не свой ещё в «На странных берегах», нам здесь объяснили — оказалось, что четвертый фильм происходил всего за пять лет до этого, то есть спустя пятнадцать после «На краю света». Даже в реальности между выходами четвертого и пятого эпизодов разница на два года больше. Быть вечной карикатурой невозможно, и в «Мертвецы не рассказывают сказки» Воробей доходит до дна.
Не скажу, что лента это передала идеально, уж больно броские мазки в исполнении Деппа. Но меня ставят в тупик люди, ругающие его за то, что он «уже не тот». В этом и идея. Он неприглядный, потерявший всякий ориентир и цель в жизни персонаж, а знакомство с сыном своего давнего соратника и столкновение с врагом, из-за которого он и стал капитаном (кстати, флэшбек с этим моментом потрясающий, лицо омоложенного Деппа впечатляет) даёт стимул выйти из кризиса самоидентификации.
Другое дело, что новые персонажи не так хорошо проработаны, чтобы стать достойной заменой тому, каким раньше был Джек. У них есть определенная харизма и обоснованная мотивация. Но главная причина, почему новых центральных персонажей — Генри и Карины — двое, заключается лишь в их различном происхождении.
Ситуация для сценариста патовая: если их объединить в одного героя, мы бы получили куда более цельного протагониста. Но связать сюжет так, как его здесь сделали, вероятно, не вышло бы. Можно сказать, авторы рыбу съели, но подавились косточкой. И эта косточка видна в том числе в довольно явных и не особо забавных шутках о Карине. Мол, раз она женщина для тех времён умная, то точно ведьма. Но стоит признать, что реакция людей на её слова, что она изучала горологию, вызывает искренний смех. Игра слов простая и плохо поддающаяся адаптации, но уморительная.
Самая же эффектная часть фильма — это Салазар и его армия мертвецов с отсутствующими частями тела и волосами, словно вечно находящимися в воде. Тут максимально срабатывают три фактора. Первое: он очень круто выглядит, что заслуга и гримеров, и мастеров по спецэффектам. Второе: Хавьер Бардем, наслаждающийся каждой секундой спребывания на экране. Третье: его музыкальная тема.
Джефф Занелли стал композитором пятой картины после трех частей с работой его учителя, Ханса Циммера. Сдвиг чувствуется — музыка в целом вполне хороша, но заметно уступает первым трем лентам. Однако эти слова не распространяются на тему Салазара, самую переслушиваемую мной композицию прошлого года. Её первые же ноты пускают мурашки по коже, она внушает ужас и восхищение. Во времена преимущественно эмбиентовых саундтреков это — настоящее сокровище, о котором говорят несправедливо редко.
Подобное, хоть и с меньшим напором, можно сказать и в целом об «Мертвецы не рассказывают сказки». У них наименьшие оценки в серии, по сборам они ближе к первой части, чем к остальным. Я уверен, что это куда больше связано со смешанным приемом «На странных берегах» и серьёзной паузой в выходе, нежели с качеством самого фильма.
Он длится два часа с копейками, что по меркам «Пиратов» даже коротко, но содержит в себе ничуть не меньше впечатляющих моментов, чем предшественники. Гонка со сейфом ничуть не хуже «Форсажа 5», суматошный побег от казни с кучей гэгов, прекрасно вписывающихся в происходящий экшн, буквально пожирающий своих сородичей корабль-призрак — и это я ещё не всё перечислил. А развергнувшийся океан в конце кроме как выносом мозга и не назовёшь. А ещё тут есть зомби-акулы. Я повторю: чертовы зомби-акулы. Выглядят они так же круто, как и звучит сама идея их существования.
Лишних сцен вроде свадьбы Воробья, увы, хватает, да и в середине не так уж много развлекательного происходит. Но даже эти сцены проносятся достаточно быстро, чтобы мы не заскучали перед следующим аттракционом. К тому же благодаря им не теряется интерес к персонажам.
Главная причина, почему именно пятые «Пираты» подвинули меня максимально близко к возможности стать фанатом серии, заключается в том, как здорово и с достоинством авторы отнеслись к судьбе капитана Барбоссы (Джеффри Раш). Для героя, во всех предыдущих сиквелах бывшего скорее фансервисным и развлекательным, он наконец получил достойную роль в сюжете.
«Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» — хорошее развлекательное кино, опоздавшее с временем выхода. Раньше бы его восприняли куда лучше, ибо по качеству оно наравне с «Сундуком мертвеца», которого я называл любимой частью. Пожалуй, так оно и останется, но «Мертвецы» подошли достаточно близко, обогнав, на мой спорный вкус, даже первый фильм.
8 из 10