Канал Nickelodeon в 21-ом веке стал известен жестокостью к любому своему продукту, не носящему квадратные штаны. В 2007-ом году мультсериал «Дэнни-призрак» был закрыт по причине смены руководства. Новый начальник избавлялся от проектов, запущенных при человеке, вместо которого он встал. Потому что так уж в этом бизнесе принято. Официальных подтверждений этому нет, но логично предположить, что по той же причине в том же году был отменен и другой проект Nickelodeon – «Цап-царап».
Мультсериал был создан Дугом Тен-Нэйпелом. Если вам это имя знакомо, то и не удивительно, ибо он создал Червяка Джима. Причем работал и над играми про него, и над мультсериалом, так как начинал он именно как аниматор. Его послужной список впечатляет разнообразием – там есть место даже книге для детей. В первом своём комиксе Gear он создал главных героев, взяв за основу собственных котов: Саймона, Вафлю, Гордона и Мистера Блэка. Три последних в переработанном виде и стали главными героями «Цап-царап».
Сериал рассказывает о трёх братьях-котах, получивших огромнейшее наследство, виллу, монстр-трак и дворецкого от своей почившей хозяйки, миссис Крамдили. Но с огромными ресурсами появляется огромная ответственность, на которую им абсолютно наплевать. Всё их имущество неоднократно оказывается на грани потери, а уж разрушениям оно подвергается постоянно.
Главным из трех комков шерсти стал чёрный коротышка Мистер Блик (Уэйн Найт из «Парка Юрского периода» и «Космического Джема»). Лишь его из братьев волнует, что с богатством приходит статус. Впрочем, излишняя напыщенность и эгоизм не дают ему вписаться даже среди богачей. Он может быть хорошим руководителем, но его нетерпимость и патологическое вранье постоянно приводят к неожиданным неприятностям. Что прекрасно для абсурдного слэпстик-ситкома.
Куда уравновешеннее белый с оранжевым мехом вокруг глаза и на хвосте Гордон (легенда озвучания Роб Полсен – его можно услышать в тонне всего, от «Озорных анимашек» до «Черепашек-ниндзя» 2012 года). Но и у него заскоков хватает: он считает себя шотландцем и гордится этим, хоть это не так, обожает готовить как ваша бабушка, обладает аппетитом идеального внучка и регулярно говорит фразы вроде «дружочек» или «святые суслики». Зачастую из-за него братья попадают и/или выходят из особо крупных неприятностей, будь то столкновение с монстрами или пришельцами.
Роль тупицы в группе отведена Вафле (комедиант Кевин МакДональд). У него самый странный дизайн из троих, отражающий дурашливость и недалекость персонажа. Как его нижняя часть функционирует, я так и не понял, но выглядит здорово. Вафля без понятия, какая внешность у мыши, но знает разновидности затухших вулканов и множество терминов, которые приходится пояснять остальным. Кроме начитанности у него развита наблюдательность: именно он отметил, что часто они с братьями не справляются с проблемой, а находят новые, на фоне которых предыдущие кажутся мелочью.
Все три героя по своему абсолютно прекрасны. Наглость первого, упертость второго и гениальный идиотизм третьего даёт идеальный микс взаимодействия. Мы никогда не успеваем устать от одного героя, в нужное время другой всегда перебьет (в основном Вафля). Плюс динамику братьев регулярно разбавляет саркастично-невозмутимый дворецкий Ховис, не просто так озвученный главным импрессионистом Орсона Уэллса Морисом ЛаМаршем («Пинки и Брейн»). Второстепенных персонажей за 40 10-минутных серий оказалось не так уж много, но среди них нет ни одного неудачного.
Когда «Цап-царап» вышел на нашем Nickelodeon около 2007-го, для меня это было нечто среднее между хорошим шоу (как тот же «Дэнни-призрак») и превосходным (как «Аватар: Легенда об Аанге»). Примерно в той же категории был и «Эль Тигре: Приключения Мэнни Риверы»: оба сериала я записал на диски, сохранившиеся до сих пор. К последнему я возвращался чаще. Всё-таки по нему был фанатский форум и игры.
А «Цап-царап» в итоге выпал из поля зрения, пока я от нечего делать не начал его смотреть на даче. В итоге сам поразился, насколько мне шоу понравилось. Я всегда чувствовал, что в нём юмор особенно хорош, но это скорее подсказывало нутро. Теперь же, благодаря насмотренности и увеличившемуся количеству знаний о комедии и её природе, я это увидел и понял.
В одной из серий мы оказываемся на чаепитии игрушек у Девочки Кимберли (в оригинале это смешнее, все коты обращаются к ней как к Human Kimberly), где есть очень странная кукла старушки в облегающем головном уборе и прозрачной сфере поверх лица. Раньше я не понимал, в чем тут смысл. А сейчас стало очевидно, что это отсылка к первой «Истории игрушек».
Такое внимание к деталям – один из главных подкупающих факторов. Ещё из таковых можно выделить, например, игры со штампами, из-за которой ни одна серия не развивается так, как ты мог изначально подумать, и перекликающиеся шуток. Последнее роднит мультсериал с «Задержкой в развитии». Его тоже не в последнюю очередь ценят за то, что в нём один и тот же мотив или обстоятельство могут внезапно вновь проявить себя. Даже если речь о совсем мелочи на фоне, будь то семья из бабушки, отца и сына, случайно оказывающихся рядом с местом действия.
По энергичности рисунка «Цап-царап» оказывается посередине между обычной мультипликацией и, например, «Реном и Стимпи». Прорисовка не скачет всё время туда-сюда, но знает, когда для лучшего комедийного эффекта стоит деформировать героев. Тут нет постоянного сохранения пропорций, но нет и чего-то вроде вылупляющего глаза и высовывающего язык волка от Тэкса Эвери. Авторы нашли отличный баланс и свой уникальный ритм, благодаря чему их творение выгодно выделяется среди большинства комедийных анимационных сериалов.
К сожалению, не все эпизоды одинаково сильны. Это особенно хорошо видно по последнему 20-минутному блоку серий, где есть скучноватая и злоупотребляющая знакомыми элементами «Спиндаго дисковертушка» и дико уморительная «Утка под прикрытием». В первом котам снова из-за пришельцев нужно выполнить невозможную задачу, которая в итоге выполняется, пусть и не как надо. А во втором ради преодоления страха надо избить миленькую птичку в боксерском матче. Чувствуете разницу?
«Цап-царап» – уникальное в своей энергичности и уморительности шоу. Жемчужина комедийной анимации, закрывать которую после первого сезона было преступлением. Выйди сериал сейчас, во времена «Удивительного мира Гамбола», «Юных титанов, вперёд!» и близкого к упадку Nickelodeon, то заработал бы куда большую славу.
И, как ни странно, ему достался один из лучших сериальных дубляжей из всех, с какими я сталкивался. Голоса не совсем похожи на оригинальные, но в большинстве случаев они прекрасно подходят персонажам, и никаких проблем с переводом я не заметил. А это главное.
9 из 10