Авторы «Аватара: Легенды об Аанге» открыто признаются, что, помимо прочих вещей, они вдохновлялись при создании своего сериала Звездными войнами. Как между первым сезоном и «Новой надеждой» можно найти множество параллелей, так они есть и между вторым сезоном и «Империей наносит ответный удар».
У первого сезона была прямая цель – доехать до Северного Полюса, где Аанг обучится магии воды. Там же он наконец полноценно использует свою уникальную силу повелителя всех стихий, спасая всех, заодно полностью смиряясь со судьбой спасителя мира. Точно так же и путешествие Люка Скайуокера в четвертом эпизоде было предопределено чертежами Звезды Смерти, спрятанными во встреченном им дроиде. В путешествии по уничтожению он схожим образом полноценно трансформируется из мальчишки с фермы в джедая, которому, благодаря дару Силы, предстоит спасти галактику.
А вот есть ли предопределенность пути в «Империи…»? Я бы так не сказал. Тут больше речь о усваивании последствий, углублении во вселенную произведения и встрече с истинной мощью врага. Собственно, это и происходит в «Книге второй: Земля». Даже сюжетный поворот, когда Люк получает видение, что его друзья в опасности, и бросает обучение у Йоды, имеет прямое отражение в сериале. Но я забегаю вперед.
Главной проблемой первого сезона стоит назвать его недостаточно ровное качество – он откровенно провисал в отдельных сериях. Во втором же, как ни поразительно, нет ни одной слабой серии: любая из них как минимум хороша. То ли сами авторы прогрессировали, то ли главный сценарист Аарон Эхац стал лучше править тексты, но прогресс налицо.
Прежде всего хочется выделить два эпизода. Оба они повествуют о личной драме заплутавшего героя – «Одинокий Зуко» и «Потерянные дни Аппы». В первом мы наблюдаем над пребыванием в изгнании бывшего антагониста сериала принца Зуко, а также видим детские воспоминания о последних днях перед исчезновением его матери. Как и в эпизоде «Буря» из первого сезона, режиссёру Лорен МакМаллен удалось идеальным образом переплести две параллельно рассказываемые истории, после которых наше восприятие главного героя серии никогда не будет прежним.
В случае же с Аппой, гигантским летающим зубром и единственным существом, пережившим столетнюю спячку вместе с Аватаром Аангом, всё немного иначе. Несколько серий до этого мы наблюдали, как его хозяин болезненно переживал расставание. Теперь же нам дали посмотреть на эту трагедию с иной стороны. Этот взгляд завораживает, делая скитания зверя поразительно близкими зрителю.
При этом основной сюжет сезона радует не меньше. Благодаря большей комплексности, количество серий, которых можно было бы пропустить и не упустить основные моменты, свелось к минимуму. Полагаю, поэтому перед большинством серий стали показывать нарезку сцен под заголовком «в предыдущих сериях», чего не было раньше.
Забавно вспоминать, что раньше для меня это было чуть ли не минусом. «Книга первая: Вода» была более насыщенной случайными приключениями, в ней радикально различались локации. Всё было, грубо говоря, проще и завлекательней для детского ума. А тут действие происходит лишь в Царстве Земли, включая несколько серий подряд в одном городе, пусть и огромном. Да и действо стало тяжеловесней.
Но в этом и прелесть «Книги второй: Земля», которую с возрастом я стал ценить сильнее. Подсадив юных зрителей на крючок, теперь авторы делают акцент на вещах, которые по достоинству оценит лишь опытный зритель. Переживания о потери кого-то крайне близкого коснулись не только Аанга и его бизона, но даже Сокки. Раньше он был как Хан Соло в троице главных героев. Но менее циничный, без «Тысячелетнего Сокола» и заигрываний с женской частью трио (хотя бы потому что она – Катара – его сестра). Но, опять же, в отличии от контрабандиста из ЗВ, Сокка может похвастаться мастерским владением бумеранга и пылким умом. Благодаря последнему он становится одним из самых полезных персонажей для сюжета.
Но самым впечатляющим развитием персонажа был наделен именно принц Зуко. Его метаморфозы от потерянного на территории врага члена королевской семьи до успешно обустроившегося и довольного своим положением беженца, несмотря на свою радикальность, выглядят обоснованно и не вызывают сомнений. Видно, что для достижения такой органичности восприятия было использовано немереное количество усилий со стороны создателей. Одна сцена, где он орет на дождливое небо в надежде, что та ударит в него молнией и он сможет перенаправить её с помощью приема, которому его научил дядя, сосредоточила в себе все сильные моменты шоу. Работа аниматоров, музыка и звукорежиссура от Джереми Цуккермана и Бенджамина Винна, голос Данте Баско – всё это порождает чуть не идеальный момент, олицетворяющий готовность Зуко наконец усмирить свою гордыню и принять нынешнее положение.
По всем этим описаниям может показаться, что сериал поубавил в веселье, но это не так. Тут здорово помогает новая героиня – 12-летняя слепая девочка Тоф (к слову, великолепно озвученная Джесси Флауэрс). На деле она оказывается потрясающим магом земли, из-за чего она стала учителем Аанга и соратником в его путешествиях. Но при этом она так же остра на язык, и её подколы оказываются одним из главных источников юмора в сезоне. А так как она на этом поле обыгрывает всех на раз-два, то такое исключительно приветствуется. В каком-то смысле она олицетворяет юмор и мощь Йоды из «Империи наносит ответный удар».
А вот за мудрость Йоды отвечает особо важный, хоть и эпизодический, персонаж – гуру Патик. На его плечи выпала тренировка Аанга. В частности он рассказывает о чакрах, которые нашему герою необходимо разблокировать, чтобы овладеть всей мощью аватарских способностей. И то, как мультсериал через его слова и образы в голове Аанга рассказывает о вещах, взятых из древнеиндийских верований, вызывает особое уважение. Такое знание дела и верность подхода к мудрости Востока в западной продукции встречается крайне редко.
Не проигрывает второй сезон предшественнику и в сценах действия. Тут заметный вклад принесла ещё одна новая героиня, принцесса Азула. Она хоть и младшая сестра Зуко, но как злодейка обставляет брата во всем: может метать молнии, беспредельно коварна и не сгибается ни перед чем. Даже актриса озвучивания у неё ничем не хуже – Грей ДеЛайл очаровательна.
Главным вкладом этой героини оказывается концовка «Земли», по своей трагичности и мощности не уступающая тому самому повороту из пятого эпизода Звездных воин. Её внезапное появление в одной из последних серий – один из самых сильных сюрпризов, что есть у сериала. И он срабатывает на полную.
Большинство последних серий вызывали у меня на удивление сильные эмоциональные переживания, которых я не испытывал раньше, когда смотрел их в более раннем возрасте. Причем те настолько хороши, что самый последний эпизод в сезоне, «Перекрестки судьбы», даже уступает им, пусть и всего самую малость. Хотя тут могло сказаться, что серия срежиссирована Майклом Данте ДиМартино, со-создателем всего шоу, до этого лишь писавшего сценарии отдельных эпизодов и, возможно, не обладавшего должным опытом.
В общем и целом «Книга вторая: Земля» как середина эпической истории о спасении мира срабатывает чрезвычайно хорошо. Уже заинтересованный в мире и героях зритель получает более глубокое погружение в историю как и в серьезных сюжетных элементах, так и в приятных мелочах. Но в нём всё ещё достаточно сцен действия и юмора, благодаря чему воспринимать происходящее несложно.
Разве что я бы рекомендовал по возможности смотреть в оригинале. Дубляж всё ещё не так уж плох, но стал чуть хуже. Вступительные титры переозвучили, и теперь в них звучит более безэмоциональный русский голос Катары, что не пошло на пользу происходящему. Плюс порой всплывают бессмысленные косяки перевода, в которых вместо магов воды рыбаки, а вместо запада север. Да и на самом деле это не совсем дубляж: если прислушаться, можно услышать оригинальные голоса, пусть и очень тихие.
Но это, конечно, сущие мелочи. Смотреть сериал можно любым удобным вам способом, лишь бы посмотреть. Или пересмотреть.
10 из 10