Не сказать, что «Трон: Наследие» – шедевр. По правде говоря, его и хорошим фильмом можно назвать лишь с натяжкой. Но где ещё вы найдете такое визуально выверенное кино, пиршество для глаз из некой смеси киберпанка и нео-нуара? Правильно, нигде. И в первую очередь фильм подкупает своей уникальностью.
Впрочем, ещё до попадания в мир Системы нам есть на что посмотреть. Хотя бы на… как бы подобрать выражение получше… малоудачное омоложение лица Джеффа Бриджеса. В открывающей сцене его герой, Флинн, рассказывает сыну о мире Системы и тех, кто там главные – а именно он сам, его копия КЛУ и Трон. Спустя 20 лет эти знания мальцу пригодятся. Ведь, по воле случая, ему придется испытать все прелести жизни внутри компьютерного мира, что долгие годы развивался сам по себе и держал его папу в заточении.
Последовавшая нарезка новостей о исчезновении героя Бриджеса ничего особенного из себя не представляет. А то, что в последнем репортаже так и вовсе открыто ссылаются на сынишку, настораживает. Создается ощущение, что сценаристы не очень-то уважают своего зрителя, раз настолько разжёвывают, что именно мы должны чувствовать и думать. Но не беспокойтесь: потом лента редко будет объяснять, что в ней происходит.
Доходит до смешного – узнать, как же в финале произошло то, что произошло, можно лишь из интервью с режиссером, но никак не из самой картины. Вспоминается комментарий Джорджа Лукаса к четвертому эпизоду Звездных войн, где он объяснял, что такое парсеки и почему чем их меньше – тем лучше. Позже он добавляет, будто ему казалось, что из самого фильма всё понятно. Нет, Джордж, ты даже подсказки не оставил.
Тем не менее – папа исчез, и юный Сэм Флинн уезжает на велосипеде непонятно куда, и тут же ночь сменяет день, а мальчишке уже 27. Едет он теперь на мотоцикле и роль его исполняет Гаррет Хедлунд. И, может, он и слегка сдержан в своей игре, но харизмы у него не отнять. Чего только стоит сцена, где его застает на крыше охранник, а он ему лишь разводит руками: мол, на самом деле это здание компании, которая принадлежит мне, потому я твой начальник и делаю что хочу. Таких малозаметных, но приятных моментов в его игре хватает.
На самом деле все актеры молодцы, как и играющий за двоих Бриджес, так и зашедший на минутку Киллиан Мерфи. Разве что Майкл Шин расстраивает кривляньями, но его тут немного. Самая интересная роль досталась Оливии Уайлд – её Кворра может показаться лишь ещё одной крутой экшен-героиней, но при этом она наивная и неловкая как ребенок. Такое сочетание сюжетно обосновано, хоть ему уделено не так много экранного времени, как хотелось. Героиня явно заслуживает большего, особенно благодаря тому, с какой самоотдачей её играет Уайлд.
Весь фильм пропитан недосказанностью. Взять хотя бы героя из названия – где сам Трон? Как выясняется, тут его зовут Ринзлер и он главный приспешник злодея, КЛУ. О каком-либо развитии персонажа мечтать не приходится – он всё время в маске и почти беспрекословно выполняет то, что ему велено. Когда в конце происходит метаморфоза героя, то она продиктована по большому счету ничем. Ей богу, в видеоигре Kingdom Hearts: Dream Drop Distance, где можно пару часиков побегать в том числе и в мире «Трона: Наследие», Трону уделено больше внимания, чем в фильме. А ведь там он лишь один из множества второстепенных персонажей.
Забавно, что нам так и не показали напрямую лицо Трона в нашем времени, но омоложенное лицо Брюса Бокслайтнера, что играл этого героя ещё в «Троне» 1982 года, можно увидеть во флэшбеках. Правда, разглядеть его не получится – оно вдалеке, а сами флэшбеки покрыты сеткой из множества шестиугольников, как пчелиные соты. Причем сделано это не просто так – как можно заметить, в архитектуре Системы шестиугольники не редкость, и тем самым на фоне истории о зарождении нового порядка в этом мире они вполне уместны.
Очевидно, что режиссер-дебютант Джозеф Косински прежде всего уделял внимание визуальной части своего творения. И, вероятно, для такого фильма это – лучший из подходов. Когда вокруг сплошная компьютерная графика, приятно знать, что и костюмы, и некоторые декорации самые что ни на есть настоящие. Люди ради того, чтоб пол в логове Флинна в Системе светился, оставили под ним еще три метра пространства. Все эти неоновые огни, вечная ночь, плавные линии – слов нет. Не фильм, а арт-инсталляция.
Вишенкой на торте оказывается то, что фильм крайне приятен не только для глаз, но и на слух. Дело не столько в прекрасном подборе звуков и правильной их компоновке, сколько в потрясающей музыке от Daft Punk. Двое французов не думали халтурить, этот саундтрек можно спокойно ставить на полку с их остальными, не менее прекрасными, альбомами. Благодаря им «Трон: Наследие» можно смотреть хоть с закрытыми глазами и всё равно не пожалеть о потраченном времени.
Конечно, было бы неплохо, если нам показали побольше гонок на мотоциклах и поменьше неловких отношений отец-сын, а от здешнего злодейского плана не хотелось краснеть. Но я готов переживать эти, по сути, малозначительные минусы снова и снова, дабы насладится тем визуальным и аудиальным деликатесом, коим является «Трон: Наследие».
8 из 10
Оставлю-ка я здесь первый комментарий, пусть все будут думать, что у нас сайт красив, активен и успешен.