Немалая часть текста про второй сезон «Аватара: Легенды об Аанге» была посвящена сравнению сериала и оригинальной трилогии Звездных войн. Однако, в случае с «Книгой третьей: Огонь», подобные параллели не понадобятся. Последние 21 серии «Аватара» мало чем схожи с «Возвращением джедая». И это очень хорошо.
Дабы было проще ориентироваться, оставшиеся эпизоды можно поделить на две части: первые одиннадцать происходят до и во время дня Чёрного солнца – полномасштабной атаки на народ Огня, когда тот максимально беззащитен. Последующие десять, следовательно, после.
Серии до атаки немало в своей структуре напоминают первый сезон – Аватар и его друзья путешествуют, оказываясь в каждой серии в новой локации. Они узнают больше о мире вокруг, решая различные проблемы по пути. Только теперь речь идёт о землях народа Огня, и потому главным героям приходится скрывать свою личность.
Во время первого просмотра почти десять лет назад меня это очень воодушевило – сериал вернулся к той схеме, которая мне нравилась больше всего. Сама идея показать нам быт обычных жителей страны-агрессора в мировой войне была крайне выигрышна. Тем самым мы понимаем, что от военных конфликтов страдают все стороны и далеко не всем жителям вообще есть дело до войны.
Но сейчас я вынужден признать, что, когда сериал работает по схеме «новое место с отдельным приключением на эпизод», он не выдает свои лучшие серии. Пусть, в сравнении с первым сезоном, эпизоды начала третьего смотрятся выигрышней, но они так и не стали тем, ради чего в первую очередь стоит смотреть «Легенду об Аанге». Это звание стоит отдать сериям, активно работающим на основную историю сериала, или развивающим его предысторию.
Первым таким в «Огне» стал шестой эпизод, «Аватар и Хозяин Огня». По своей схеме он напоминает «Бурю» из первого сезона, только здесь Аватар Аанг и принц людей Огня Зуко узнают историю более чем столетней давности. А именно о сложной дружбе предыдущего Аватара, человека из народа Огня Року и Созина, развязавшего войну прадедушки Зуко. Погружаясь в прошлое, герои готовятся к будущему. Хотя во второй раз подобная схема не поражает так же сильно, как в первый, но она всё ещё крайне эффективна.
Лучшим комедийным эпизодом всего сериала я без промедлений назову девятую серию, «Кошмары и видения». Она действует словно предвестник бури, давая знать, что для рутинного построения серии уже не будет возможности и ничто не останется прежним. Плавность перехода достигается благодаря психоделичным фантазиям Аанга от осознания, что бой за судьбу мира вот-вот настанет. Но не меньшую роль играет и часть эпизода, доставшаяся Зуко. Пусть принц и наслаждается своей жизнью, но, узнав ужасающую правду о будущем, решается на отчаянные меры.
Сейчас будут два хоть и довольно очевидных, но спойлеров, без которых продолжать разговор было бы слишком сложно, если вообще возможно. Во-первых, день Черного солнца оказывается провалом, ибо враги и так знали о вероятности их атаки. Во-вторых – к главным героям присоединяется Зуко. Оба события были более чем предсказуемы. Но это вовсе не означает что-либо плохое, скорее наоборот.
С самого начала сериала мы получили установку, что Аанг должен победить хозяина огня перед кометой Созина, которая дает магам огня невероятную мощь. С драматургической точки зрения было бы неудовлетворительно, если бы победа была одержана благодаря восьмиминутному затмению. Да и то, как враги могли узнать о атаке, абсолютно логично и могло быть понятно ещё с конца второго сезона.
А уж про Зуко всё совсем ясно. Столько серий выстраивать сложный и противоречивый образ, чтобы в итоге он не перешёл от зла к добру, было бы преступлением против зрителя. Оба случая скорее говорят, насколько общая структура произведения логична и выверена, чем о чём-то ином.
Переходя ко второй половине сезона, можно говорить о пике качества. Умиляет то, как я наивно удивлялся окончательному переходу Зуко на светлую сторону, когда впервые смотрел новые серии. Но и сейчас этот момент даже больше подкупает тем, как он честно обставлен. А именно как неудачно Зуко сначала представляет себя и как команда Аватара, которой необходим учитель магии огня, с очевидным скепсисом относятся к его появлению.
Серии после его присоединения тоже имеют определенный шаблон. Зуко и кто-то из героев, будь то Аанг, Сокка или Катара, отправляются в путешествие с ним и в конце начинают относиться к перебежчику с большим доверием. Но вышеописанное и есть единственная схожесть, детали самые разные. В случае с Аангом мы узнаем о истинной силе магии огня, с Соккой мы получаем местную версию сериала «Побег» из двух эпизодов, а с Катарой – эффектную демонстрацию неоднозначности понятия мести. Даже если последняя касается убийцы твоей матери. Во всех случаях это выстрел в десятку, из-за которого Зуко окончательно и достойно переходит в стан протагонистов.
После столь эффектных эпизодов нам дают последнюю передышку серией «Актёры Угольного острова», где герои идут на пьесу о собственных приключениях. Помимо множества мета-шуток и бодрящей самоиронии авторов мы также лучше узнаем и о мыслях самих героев о том долгом пути, что они прошли с самого начала. Казалось бы, эпизод больше шуточный, его можно убрать без особых проблем. Но жалеть о его присутствии не приходится, а общему восприятию сериала сильно помогает.
Наконец, пришло время обсудит финальный аккорд «Аватара: Легенды об Аанге». «Комета Созина», четырехсерийник, ставящий точку во всей саге. Главный герой впервые столкнется лицом к лицу с главным злодеем, хозяином Огня Озаем. Его зловещую хрипоту от Люка Скайкуокера и Джокера в одном лице Марка Хэммила мы немного слышали ещё в первом сезоне. Но лишь сейчас этот великолепный голос атакует зрителя в полную силу.
Дабы не рассыпаться в излишних деталях и чувствах, надо сразу прояснить одну деталь. Ни одно произведение ни до, ни после «Кометы Созина» не давало мне такого мощного катарсиса. Каждый герой получает свой шанс блеснуть, а Озай и его уже совсем свихнувшаяся дочь Азула до последнего бьются как настоящие борцы за идею.
Причем если противостояние Аанга и Озая – это именно борьба за судьбу мира, где ставки крайне высоки, то битва Зуко и Азулы прекрасно контрастирует вместе с ней своей большей глубиной. Под самую душераздирающую за весь сериал музыку Джереми Цуккермана это одновременно и беспощадное противостояние родных сестры и брата, и битва за честь их державы.
Вместе с этими сражениями мы видим и борьбу с силами противника, готовящими ужасающую участь для Царства Земли благодаря той мощи, что дает им комета, и освобождение столицы Царства Земли, Ба Синг Се. И эти части так же захватывающи и эмоциональны, как и те битвы, что делает общую картину только сильнее и трогательней.
Но самое крутое тут то, что принцесса и глава королевской семьи народа Огня получают не ту участь, которою можно было бы ожидать. Но ту, которую они заслуживают. Благодаря этому главные морали «Аватара», в том числе впитанные им восточные мудрости, получают особенную силу и способны навсегда впечататься в подкорку юного зрителя. По крайней мере, так было со мной.
Сам же третий сезон, стоит признать, немного уступает второму в своей первой половине. Но зато во второй части он доходит до таких высот, что мы раньше и не видели.
Спасибо, Майкл Данте ДиМартино и Брайан Кониецко, за создание этого воистину уникального и потрясающего сериала. Это не было идеально оточенное путешествие от начала до конца. Но я буду вам до конца жизни обязан за то, что вы дали его пройти.
10 из 10