ВАЛЛ•И (2008) — Пересмотр! #113 — Перетрение

В детстве я и не думал, что в кино можно ходить часто. Обычно мы это делали по каникулам, и я не придавал особого значения тому, что интересные фильмы выходят круглый год. Что вовсе не означало, что ходить туда я не любил — просто в голове не соединялись два факта, что возможность смотреть кино на большом экране является не только формой развлечения вроде похода в парк аттракционов, но и аутентичным способом ознакомиться со свежим произведением искусства. Моментом, когда эти два понятия соединились, стал поход с мамой и братом на «ВАЛЛ•И», новый фильм от уже тогда моей любимой студии. Даже если я сам этого не осознавал.

Ощущения от первого просмотра можно сравнить с моментом из начала первого «Индианы Джонса». Словно я всю жизнь искал этого золотого идола и наконец пришел момент, когда я могу забрать сокровище, поставив мешок с песком на его место. Только после этого мне даже не придется убегать в страхе от гигантского валуна и отдавать клад сопернику. Вместо этого я каждую секунду впитывал происходящее как иссушенная губка. Я не могу вспомнить, как конкретно себя повёл после. Но точно могу сказать, что «ВАЛЛ•И» стал вторым фильмом, из-за которого я полюбил кинематограф.

В 1994 году за столиком в кафе собрались одни из самых важных людей в истории Pixar. А именно Джон Лассетер, Джо Рэфнт, Пит Доктер и Эндрю Стэнтон. Они обсуждали идеи для будущих фильмов. В их числе были «История игрушек», «Приключения Флика», «В поисках Немо» и, наконец, «ВАЛЛ•И». Спустя 14 лет последний из задуманных фильмов, наконец, вышел на экраны.

Кассовые сборы перевали за полмиллиарда, что для Pixar теперь уже не являлось впечатляющей цифрой. Предыдущий фильм Стэнтона, «В поисках Немо», в своё время был рекордсменом по сборам среди анимационных фильмов. При этом его вторая картина оказалась почти вдвое дороже — 180 миллионов долларов против 94. Однако по отзывам критиков и зрителей «ВАЛЛ•И» заметно обгоняет «Немо»: если не количеством положительных отзывов, то средним баллом. Но наиболее красноречиво тут говорят шесть номинаций на «Оскар» включая лучший сценарий, что довольно нетипично для анимационной ленты. Предсказуемо, выиграл фильм только одну статуэтку, за лучший анимационный фильм.

Ben Burtt in WALL·E (2008)

Я не знаю, насколько мнение, которое я выскажу далее, распространено, но оно у меня в голове уже так давно, что воспринимается как истина. И раньше Pixar могли похвастаться постоянным качеством их продукции, но до «ВАЛЛ•И» это были детские шажки. Технологии развивались, аниматоры учились работать с тем, что есть. Теперь же границы как будто испарились — стало возможно нарисовать графикой вообще все. И вместе с тем, что создатели набрались опыта, в студии наступила новая эпоха. Эпоха, в которой они выпустили три шедевра за три года.

Первым забитым голом в этом хет-трике, что символично, стала последняя история, которую люди из Pixar обсуждали в кафе ещё до выхода их кинотеатрального дебюта. В своей второй полнометражной работе Эндрю Стэнтон взялся за всё и сразу: от уважения к немому кино до заботы о экологическом состоянии планеты. Для фильма одинаково важны как прошлое, так и будущее, что в итоге создало историю, которая хоть деталями очень привязана к ситуации в момент выхода (впрочем, за 12 лет в этом плане мало что поменялось), но вечную в своей сути.

WALL·E (2008)

Пожалуй, главная критика фильма, с которой я сталкивался — в нём слишком явный экологический посыл, затмевающий происходящее. Жаль, если для вас это так, но обратите внимание, что главные герои истории — роботы, до событий ленты практически не контактировавшие с людьми. В случае с ЕВА, которая прибыла на замусоренную планету Земля будущего в поисках растительной жизни, здесь играет роль лишь заложенная программа. Которой нет у ВАЛЛ•И, прожившего на земле сотни лет.

Он находит растение и сохраняет его из чистого любопытства как нечто ценное, хотя у собирателя мусора в коде едва ли предусмотрены подобные функции. Для него спасение растения, как и для ЕВА, стало самим собой разумеющимся. И это при том, что он даже не особо об этом задумывался и действовал скорее инстинктивно. По сути сам фильм относится к теме так же. И это самый лучший подход.

WALL·E (2008)

В то время как люди из-за долгого одиночества сходят с ума и становятся менее человечными, с ВАЛЛ•И произошло ровно обратное. Оказавшись на задворках цивилизации в полном одиночестве, он в итоге стал самым человечным героем фильма. В этом есть своя ирония, которую можно воспринимать по-разному. С одной стороны, она злая и настораживающая, но куда ярче и интереснее другая интерпретация — даже если наши потомки станут менее человечными, наше наследие (буквально найденное в мусоре, что особенно интересно) даст им о себе знать.

В «ВАЛЛ•И» легко влиться в любой момент. Пока мы на Земле, удручающие пейзажи захламленной поверхности скрашиваются комедией, которую привносит изучение роботом нашего мира. Когда же он оказывается на космическом лайнере Аксиома, колыбели человечества будущего, то происходящее набирает обороты, а повороты сюжета сглаживаются аккуратными дизайнами корабля и роботов внутри него. Хоть части на земле и корабле сами по себе очень разные, но с помощью расстановки акцентов между ними получается прекрасное равновесие. А центром, удерживающим эти две чаши весов, оказывается космос — с него фильм и начинается, и часть самых лучших сцен, включая романтический полёт главных героев и их спасение от выброса мусора, напрямую с ним связаны.

Две особенно удачные детали в фильме — это звукорежиссура и работа композитора. За первую отвечает Бен Бертт, ответственный за звуки в «Звездных войнах» и «Индиане Джонсе». Он же подарил свой голос сразу нескольким роботам, включая главного героя и робота-уборщика на корабле Д•ОК. Вторая же является заслугой Томаса Ньюмана, который всегда идеально подчеркивает настроение сцены, не боясь использовать сильно различающиеся мелодии.

Этому фильму вообще как мало кому удается удачно сочетать контрасты, которые в любом другой картине не сработали бы. Это все ещё единственный фильм Pixar, где использовались съёмки с живыми актерами. Причем, чтобы в этих сценах роботы выглядели аутентично, над спецэффектами в них работала не анимационная студия, а мастодонт голливудсуких спецэффектов Industrial Light & Magic. То, что ты такой подмены даже не замечаешь, и есть главная похвала.

WALL·E (2008)

Если брать по режиссерам, то больше всего из картин Pixar мне нравятся работы Пита Доктера. Но «ВАЛЛ•И» все ещё мой самый любимый фильм студии — то ли он вышел в максимально удачное для меня время, то ли сказывается, что за свой вклад в сценарий Доктер получил упоминание в титрах как один из двух авторов сюжета вместе с Стэнтоном. Но, думаю, главная причина в том, что у фильма была прекрасная идея, которую во время реализации выкрутили на максимум. И именно потому он не только один из моих любимых фильмов, но и всегда идеальный вариант, когда хочется что-нибудь пересмотреть.

10 из 10