Бумажный человек (2009) — Пересмотр! #80 — Перетрение

В моем списке любимых кинолент есть те, в которых я абсолютно уверен, и те, которые выбывают из него при первом же пересмотре. Я думал, что последнее и произойдет с «Бумажным человеком». Спустя пять с лишним лет после первого знакомства я напрочь забыл больше половины фильма. Когда друг спросил, о чём кино, я сказал: «о писателе позднего цветения в кризисе». Что отражает сюжет фильма в лучшем случае отдаленно.

В итоге ситуация получилась двоякая. Из листа он вышел, но зато я вновь вспомнил, какой это удивительный и уникальный фильм. Под оболочкой очередного инди-кино оказалось душевное и любопытное высказывание о застоях в мышлении. Не зря же его режиссеры и сценаристы, семейная пара Киран и Мишель Малруни, также писали для «Шерлока Холмса: Игра теней» – люди умеют интересно преподносить персонажей. Но для начала разберемся, каков же сюжет.

Ричард (Джефф Дэниелс) – великовозрастный раздолбай. Он до сих пор живёт со своим вымышленным другом Капитаном Великолепный (Райан Рейнольдс), чему не особо рад. Его первая книга успехом не была, но поскольку его жена (Лиза Кудроу) – высокооплачиваемый хирург, то он решил засесть и за вторую. Дабы всё прошло успешно, писательствовать он решил в специально снятом доме в каком-то мелком городишке. Это не особо помогло. Ричард находит любой способ заняться чем-то ещё, даже самый нелепый и надуманный. При одном из таких отвлечений он и встречает школьницу Эбби (Эмма Стоун).

Тема Ричарда и его проблемы с написанием новой книги, пожалуй, действительно в фильме главенствует. Но, по большей части, она оказывается отражением всех остальных сюжетных линий, будь то отношения главного героя с его женой, воображаемым другом и особенно Эбби. Именно крайне неловкое, но искреннее взаимодействие с последней и оказывается решающим для Ричарда. При этом героиня Стоун тоже от этого общения выигрывает, встряхивая школьную рутину в захолустном городке.

Стоит лишь немного пробиться через скучные серые кадры, как вы получите полный набор интересных мелочей. Вот Ричард зачаровывает незнакомцев своим рассказом о будущей книге, в написании которой он ни на йоту не продвинулся. А вот Эбби разговаривает со своим другом Кристофером (Киран Калкин) и он говорит то, что в любом другом диалоге имело бы эффект бомбы, а тут проходит мимо, что уже намекает на специфику их отношений. Нянченье несуществующих детей, сделанный из копий одной книги двухместный диван – все эти детали странны сами по себе, но при этом даже не приобретают, а создают контекст происходящего в абсолютно обыденном мире героев.

Всё это меркнет по сравнению с одной сценой во второй половине. Именно из-за неё в первую очередь картина меня однажды привела в восторг. И, чего скрывать, сильно удивила и теперь, поскольку я его впоследствии начисто её забыл и вспомнил лишь в момент непосредственного просмотра. Чтобы не спойлерить, скажу лишь, что там воображаемый супергерой в исполнении Рейнольдса, этакий уравновешенный Дэдпул, способный задевать словами всего одного человека, остается без хозяина. В итоге мы получаем самый, в наилучшем смысле, мило-трогательный момент всей ленты.

Он застает врасплох и по-хорошему оставляет неудобные вопросы к фильму. Но когда его обдумываешь, понимаешь, что так оно и надо. Не всегда правила игры должны быть абсолютно ясны. Порой моменты могут быть просто размышлением и фантазией, чтобы наилучшим образом рассказать историю.

Ещё одна вещь, что меня восхитила и смутила одновременно: некоторые моменты в поведении Ричарда словно предвосхитили моё собственное. То, какой фигнёй страдал он, страдал и я за те годы после первого просмотра, когда стал чаще заниматься писательством. Лента прекрасно предает ощущение постоянной нервотрепки на пустом месте, известной под именем «боязни чистого листа». Как и нелицеприятные вещи, с нею связанные. Так что часть про «восхитила» именно про фильм, а «смутила» – полностью моя проблема.

«Бумажный человек» вроде бы довольно грустный, но тем лучше на нём видны пятна комедии. Такой фильм сложно рекомендовать – максимум можно дать совет хотя бы попробовать. Сможете ли вы ощутить нужный ритм истории, проникнуться дружбой героев Дэниелс и Стоун, заранее не узнать. Критикам вот фильм не особо понравился, оценки на западных агрегаторах рецензий у него весьма низкие. Но на IMDb с Кинопоиском оценка почти положительная, что уже радует.

9 из 10