Индиана Джонс и Храм судьбы (1983) — Пересмотр! #73 — Перетрение

«Индиану Джонса и Храм судьбы» я смотрел вместе с остальными фильмами в течение трёх дней, поэтому первые впечатления о нём неизбежно смешались с первой и третьей частью. Изначально я считал, что это такой же шедевр, как и вся трилогия. Первое зерно сомнения на сей счёт проросло благодаря обзору Ностальгирующего Критика. Спустя много лет это всё ещё его единственный ролик по этой серии, что говорит о многом.

Впоследствии я ещё много раз сталкивался с мнением, что вторая инкарнация – самая слабая. Конечно, если не считать четвертую – но это предмет отдельного разговора. Поддавшись, я пересмотрел свой взгляд на картину и убрал её из списка обожаемых. При этом, например, один из самых известных на ютубе кинорецензентов Крис Стакманн, огромный фанат франшизы, думает, что «Храм судьбы», скорей всего, его любимая лента из них. Время от времени я натыкался на отрывки, но лишь сейчас приступил к полноценному второму просмотру.

Теперь приключение Индианы (Харрисон Форд) не было выбрано им самим. Так вышло, что деловая встреча с местными гангстерами в шанхайском баре «Оби-Ван» стала фиаско. После эффектного и слегка бессмысленного музыкального номера во время титров, драки среди воздушных шариков и погони, Джонс, его юный подопечный Коротышка (Джонатан Ке Кван) и певица из бара Уилли (Кейт Кэпшоу) оказываются на самолёте. Пролетая над Индией, им приходится совершить экстренную посадку. Там, в поисках цивилизации, они натыкаются на деревню, из которой пропали все дети. Узнавая больше о местных обстоятельствах и легендах, главный герой загорается идеей помочь местным жителям.

Сценаристами новой ленты стали супружеская пара Уиллард Хайк и Глория Кац, также известные по работе над режиссерским прорывом в Голливуд создателя Инди Джорджа Лукаса «Американское Граффити» и, простите, «Говардом-уткой». Проблема, конечно, не в том, что новое приключение Инди стало трехактовым, а в общем падении качества сценария.

Нет больше постоянной гонки за внимание зрителя. Ты четко видишь, где сцены действия, где юморески, где развитие героев. Общий баланс между элементами не то чтобы плох, но выверенным его тоже не назовешь. И это ещё не так страшно по сравнению с диалогами.

Harrison Ford, Kate Capshaw, and Jonathan Ke Quan in Indiana Jones and the Temple of Doom (1984)

Если в первой картине были хитрые соперники, находчивый главный герой и достойная его по всем характеристикам подруга, то в «Храме Судьбе» все персонажи стали проще и грубее. В том числе, увы, и сам Индиана – понять, почему он так неосторожно пьет напитки с криминальными боссами и нелепо флиртует, сложно.

К счастью, положение спасает играющий его Форд. В драматическом плане он выкладывается чуть ли не сильнее, чем в остальных частях. Притворяется ли Хамфри Богартом или изображает зомбированного – в его игру веришь при любом раскладе. Плюс часть фильма он проводит без рубашки, а Форд в те годы – просто загляденье.

Ругать других исполнителей особого желания не возникает. Кейт Кэпшоу досталась особенно неблагодарная работа – все множественные причитания и крики её героини едва ли хоть кто-то сыграет хорошо. Видно, что она действительно старается. Плюс, как бы странно подобная ремарка ни звучала, у неё настоящий талант пучить глаза. Если ты и не веришь её крикам, то вот глазным яблокам – да.

Harrison Ford and Kate Capshaw in Indiana Jones and the Temple of Doom (1984)

Звезда индийского кино Армиш Пури в роли местного злодея-шамана крадёт большую часть своих сцен. Момент с жертвоприношением, где мы впервые видим его персонажа, так и вовсе лучшая сцена фильма. Помню, я в детстве облизывался на набор LEGO с вагонетками (чего уж там – до сих пор облизываюсь) из фильма не в последнюю очередь потому, что хотел его фигурку. Больно крутая у него шляпа.

Пусть в драматическом плане «Индиана Джонс и Храм судьбы» немного расстраивает, но как развлекательный фильм он срабатывает на отлично. Балуют нас и большими сегментами, будь то гонки в Шанхае или те самые подземные вагонетки в конце, так и мелочами. Особо радует, как Инди делает из огромного железного диска, бывшего украшением клуба, защиту от гангстерских пуль.

Подкупает и разнообразие мест съемок с колоритом декораций. Даже без звука на фильм попросту приятно смотреть. Впрочем, игнорирование музыки Джона Уильямса можно счесть за преступление, так что выключать звук не стоит.

По сравнению с первой частью продолжение (которое, по внутренней хронологии, происходит за год до «Утраченного ковчега» – так что технически это приквел) стало мрачнее не концептуально, а скорее внешне. Цвета, особенно во второй половине ленты, сплошь черно-оранжевые. А среди атрибутов истории присутствует детское рабство и вырванное сердце.

Ради такого, как известно, авторы попросили человека из рейтинговой ассоциации Америки создать новый возрастной ценз между PG и R. Так и появился рейтинг PG-13 (детям до 13 только в присутствии родителей), ставшим приоритетом всех современных блокбастеров. К счастью, Стивен Спилберг не перебарщивал с жутью и ощущения, что здесь мрачность лишь ради мрачности, нету.

А с чем перебор есть, так с комедией. Ситуация в целом вышла сложная. Порой юмористические репризы слишком дурацкие и затянутые, что в основном коснулось героини Кэпшоу. Но нередко они действительно весёлые, остроумные и здорово разбавляют атмосферу. Из постоянных гэгов обратите внимание на то, что Коротышка копирует манеру поведения Индианы при любой удобной возможности.

«Храм судьбы» уступает немалому числу сиквелов. Но вот если считать его за приквел, то он чуть ли не в беспроигрышном положении. Благо, над ним работали почти те же люди с маэстро Спилбергом во главе. Это далеко не тот фильм, который будешь выкидывать из серии при просмотре лент о Индиане Джонсе в режиме марафона. Ведь как минимум экшн-сценами он развлекает не хуже остальных.

Хотя стоит признать, что некоторые спецэффекты устарели. Момент с самолетом, врезавшимся в гору и взорвавшимся, сейчас смотрится как ненамеренная комедия. К счастью, таких моментов совсем мало и просмотру они почти не мешают.

8 из 10