Бэтмен навсегда (1995) — Пересмотр! #58 — Перетрение

Когда только появилась идея написать «Пересмотры!» про фильмы о Бэтмене, я примерно помнил свои впечатления о каждой ленте из запланированного списка. Кроме одной. «Бэтмен навсегда» пролетел мимо глаз быстро и стремительно, не оставив особых воспоминаний. Разве что впечатлил своим набором знаменитостей, не более. Правда, возможно, он был вытеснен из памяти следующим фильмом о Тёмном рыцаре, но это разговор на другой раз.

После двух фильмов о Бэтмене с режиссерского поста ушёл Тим Бёртон, а вместе с ним и исполнитель главной роли Майкл Китон. Казалось бы, после этого уже можно сказать, что следующие две ленты не связаны с теми работами, но их почему-то принято считать одной тетралогией. По сути, единственная связь между всеми лентами – это Майкл Гоф и Пэт Хингл, сыгравшие дворецкого Альфреда и комиссара Гордона соответственно. А так были бы две дилогии и жить было бы проще.

Enlarge

39650817542_650ff444a8_o
Розовое пламя из Бэтмобиля? Не то чтобы это плохо, но уж больно странно.

В этот раз Бэтмену, теперь исполняемому Вэлом Килмером, приходится столкнуться с двумя суперзлодеями, усилившимися призраками прошлого и сексуальными домогательствами. Причем про последнее я абсолютно серьезно. Наш герой только прибыл на место преступления в самом начале ленты, как к нему начинает клеиться профессиональный психолог.

Правда, не лишь бы какой, а с внешностью Николь Кидман, что уже искупает многое. Она крайне обворожительна в кадре, у неё всегда превосходно уложены волосы. Когда это первое, что приходит на ум, а о самой героине толком нечего сказать, становится немного грустно.

Но не так грустно, как от самого Бэтмена. Не то чтобы я особо любил ту интерпретацию, что была у Китона и Бёртона в предыдущих фильмах, но по крайней мере там это был полноценный персонаж. Здесь же не получается избавиться от ощущения, что он абсолютно аморфный и ненужный. И дело не в игре Вэла Килмера, он как раз смотрится в чём-то даже лучше предшественника, а в окружении.

Причем сразу во нескольких смыслах. Город Готэм стал более ярким, в нём появилось на удивление много неона. Само по себе окружение выглядит неплохо, но нужен ли в нём Бэтмен? Ещё с самого начала истории этого персонажа его готическая мрачность была напрямую связана с самим городом, показывая, что человек-летучая мышь – его порождение. Здесь же Бэтмен ближе к концу сам меняет костюм на более странный и машинный, словно осознал свою ошибку и захотел сильнее подходить общему внешнему виду фильма. Но лучше не становится.

Enlarge

27903207629_b5a1840796_o
Ещё никогда ночные подворотни города не были такими яркими.

Больше, чем окружение, героя затмевают остальные персонажи. На злодейском фронте сразу два мощных пополнения – владелец армии наемников и фиолетовой половины лица Двуликий и изобретатель зомбирующей машины Загадочник.

Забавный факт о первом – в «Лего Фильме. Бэтмен» его озвучивает Билли Ди Уильямс, игравший дозлодейскую версию этого героя – Харви Дента – в фильмах Бёртона. Его Двуликий совмещает в себе внешность самого Уильямса и грим, что был на Томми Ли Джонсе в «Бэтмене навсегда». Как ни странно, в случае «Лего…» вышел куда более органичный образ. Даже при несравненно большой разнице, что этот герой играет в разных лентах.

Когда Ли Джонс не адски кривляется, то на него даже приятно смотреть – всё-таки что актер маститый, что гримеры постарались. Но по большей части он скорее раздражает излишней вычурностью. Не сильно ему уступает и настоящий главный злодей фильма – Загадочник, роль которого успешно кривляет Джим Керри.

Будь это чисто комедия, я был бы только рад стараниям канадского комедианта. Но здесь, когда ты должен играть хоть и безумного, но всё же ученого, это попросту не работает. То он вместе с Двуликим разыгрывает, простите, дисфункциональную гей-пару, то под конец такой дурацкий костюм оденет, что за кино стыдно становится. Но тут больше проблема сценария, постановки и так далее. Сам Керри молодец, старается как может.

Даже с стороны добра Бэтмена вытесняют – история Робина (Крис О’Доннел) с желанием отомстить Двуликому за смерть родителей оказывается хоть и элементарной, но интересней его собственной. В этот раз рефлексии Темного рыцаря по поводу смерти родителей служат лишь фоном для его ассоциации с Робином, что отчасти делает главного героя ещё более блеклым.

В итоге мы вроде и видим, что Бэтмен борется со злодеями и приобретает напарника, но никаких действий он сам не предпринимает. Загадочник чуть ли не полностью самостоятельно развивает основной сюжет фильма: и на Брюса Уэйна/Бэтмена когда надо разозлится, и наинелепейший макгаффин для возникновения всемирной угрозы создаст, и с Двуликим объединится. Последнее особенно важно для развития героя Робина, которому нет дела до спасения мира от зомбирования Загадочником – лишь бы его дружку отомстить.

На фильм трудно злится: он честно развлекает зрителя по меркам 1995 года. Да, немножко мелькает крайне слабая компьютерная графика, но в целом декорации и костюмы симпатичны, сцены действия поставлены интересно. Да и где ещё можно увидеть сцену танца Джимма Керри и Николь Кидман?

Проблема не в том, что «Бэтмен навсегда» чем-то особенно плох. Он пуст, посредственен и не особо сохранился. И раньше такая простая супергероика воспринималась со скепсисом, а с нынешним перенасыщением рынка тем паче. Но если на него смотреть с исторической точки зрения как на первую высокобюджетную супергеройскую штамповку, имевшую успех, то он даже вызывает определенный интерес.

Да и Джоэль Шумахер, впервые взявшись за настолько крупный проект, ещё держит себя в руках. Постановка в большинстве случаев компетентна, фильм действительно чувствуется как полноценное художественное произведение. Что, если вспомнить его следующую работу, можно считать серьезным комплиментом.

5 из 10