Три года назад я как копирайтер взял несколько заказов описаний фильмов. И не важно, речь ли о уже вышедших, ещё только запланированных или уже отмененных. В этой разношерстой когорте попался южнокорейский «Криминальный город 2». Минимально ознакомившись с вопросом, выдал пару абзацев и получил за них копейки, не думая, что когда-либо посмотрю.
Но тут, летом 2022-го, произошло прелюбопытнейшее стечение обстоятельств. Фильм «Бэтмен», ставший самой яркой звездой отмененных релизов того года, всё-таки дошёл до кинотеатров в рамках публичного показа, проведенного некоторыми представителями Ассоциации владельцев кинотеатров. Мол, договор о прокате заключен был, рекламу крутили, промо-материалы получены — вот залы и выполняют свои обязательства. Правда, в моём городе это скорее стало сигналом, что теперь можно качать что угодно из интернета и делать сеансы по своему разумению. Но это уже другой вопрос.
Решив пойти на «Бэтмена» в день скидок, я заметил, что сразу после выбранного сеанса будут крутить «Криминальный город 2». И решил, что будет грех заодно и на него не сходить.
Это был один из лучших походов в кинотеатр в моей жизни. Сначала насладился хоть и излишне длинной, но толковой детективной супергероикой с небольшой группой зрителей. А потом в том же огромном зале в гордом одиночестве смотрел прекрасный развлекательный детективный триллер-боевик. Такой вот детективный денёк вышел.
Теперь уже куда сильнее заинтересовался, что это за франшиза такая. Первый фильм, просто «Криминальный город», у нас в кино не выходил (его выпустили в отечественные онлайн-кинотеатры буквально за два дня до появления на экранах сиквела), но здорово окупился в корейском прокате, собрав больше 50 миллионов долларов. В его основу вошло происходившее в действительности криминальное расследование, а у главного героя в исполнении Ма Дон-сока («Поезд в Пусан», «Вечные») есть реальный прототип.
Хоть киношники обходились с материалом вольно, но как минимум дали происходящему временные рамки — 2004 год. Так закрепились принципы для следующих картин. В конкретный момент времени (во второй части это уже 2008-ой) герои занимаются делом, условно основанном на реальных преступлениях, так или иначе связанных с заграницей и/или иностранцами. В первой части разбирались с китайцами, во второй — спасали своих в Таиланде. В этом плане приятно напомнило французскую франшизу Такси: тоже смесь детектива с комедией и разные иностранцы на каждую ленту. Плюс переживать, что смотрите какую-то часть, не ознакомившись с фильмами до, не приходится. В худшем случае упустите пару малозначительных отсылок.
«Криминальный город 2» оказался ужасно успешен. Проект теперь уже не только центрального актёра, но и продюсера и со-сценариста Дон-сока в Корее собрал почти 99 с половиной миллионов долларов, став четвертым самым кассовым корейским фильмом домашнего проката в американской валюте и третьим — в местной. А если добавить скромные сборы по остальному миру, будь то 812 тысяч из США или 81 тысяча из России, то количество доходит до 106 миллионов. Вышедшие с перерывами во всего лишь год третья и четвертая часть выступили немного слабее. Но всё равно корейские сборы выше 80 миллионов у каждой дали попасть в список самых кассовых корейских картин. Да и мне на них сходить удалось. Пусть и в залы поменьше.
После такого напряженного графика авторы решили чутка (в сравнении) отдышаться. Пятая часть уже в разработке, но планирует выйти только в 2026-ом. Тем не менее, всего у них планов на 8 частей и два спин-оффа. Как они, уже в четвертой части дойдя в повествовании до 2018 года, планируют дальше даты двигать и каких ещё иностранцев бить, не очень понятно. Но узнать очень интересно.
У каждой из пока четырех частей есть свои достоинства и все они подойдут как не слишком напряжный вариант под пиво в вечер пятницы. Везде можно заметить свойственные времени вещи вроде того, какие именно у героев мобильники, а Ма Дон-сок одновременно и ироничный обаятельный громила, и, когда доходит до драк, настоящая машина по ломке костей, с которой может на ровне сразиться лишь главный злодей соответствующей части. Но именно вторая даёт самое насыщенное, жесткое и забавное действо, лучше всего погружая в происходящее.
Во многом это заслуга злодея, сыгранного Сон Сок-ку. У него вышел эталонный мерзавец: ему сам чёрт не брат, он преследует исключительно свою выгоду, предпочитает холодное оружие и не обделён (хоть и специфическим) чувством юмора. Его реакции так искренни, что даже очаровываешься и когда доходит дело до финальной драки с главным героем, то в какой-то степени переживаешь сразу за обе стороны и наслаждаешься махачем на всех возможных уровнях.
Если говорить именно о детективной части, то она не особо богата на детали, но очень грамотно даёт повод героям побегать, погонять и подраться в разных локациях. Хоть и показывает довольно вредный стереотип о насилии как действенном методе допроса, но больше списывает его на комедию. Отчего как минимум у меня ругаться на это особо не выходит.
У кино вообще с чувством юмора всё в порядке. Периодические подколы и приколы помогают сбалансировать более жесткие моменты, особенно в плане зверств злодеев. Не то чтобы авторы скатываются в какую-то сильную жесть, но всё же позволяют себе чуть больше, чем привычно по голливудским картинам. Хотя, например, убийства безоружных предпочитают показать чуть поодаль. Драматургически это работает даже лучше, чем если бы они так делали вблизи.
Экшн не самый впечатляющий, но драки в среднем очень даже сочные, порой запариваются и с долгими планами изобретательно летающей камеры. Хореография явно продумана, а пистолеты почти не используются: чаще дела делаются ножами или даже намотанным на кулак ремнём. Впрочем, порой вполне хватает и того, с какой мощью и грацией Ма Дон-сок разносит шпану одним ударом.
«Криминальный город 2» — кино чертовски крепкое. В нём озорные герои разбираются с настоящими подонками, давая удовлетворение и по дракам, и по юмору, и по чувству торжества справедливости. То, что из этого выросла крайне качественная франшиза, исключительно радует. Надеюсь, дальше планка качества не упадёт.
8 из 10