Есть такой кинематографист, Хаскелл Уэкслер. В некрологе от The New York Times сказано, что он «известен как один из самых изобретательных операторов Голливуда». За это дело получил два Оскара и помимо кино также снимал клипы Брюса Спрингстина и даже стенд-ап Ричарда Прайора. Также известен как документалист, затрагивающий темы вроде оппозиции войне во Вьетнаме. Человек был радикально левых политических взглядов, чем сам объяснял, например, своё увольнение со съемок «Пролетая над гнездом кукушки».
Когда Джорджу Лукасу было 20 лет, он подружился с ним на фоне общего увлечения автомобилями. Уэкслер рекомендовал Лукасу пойти в киношколу и даже помог в неё поступить. И вот, двадцать лет спустя, Джордж продюсирует сценарный и режиссёрский проект Хаскелла, участника программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля 1985 года «Латиноамериканец».
Посмотреть кино сейчас не такая уж проблема — оно доступно на стриминг-сервисах Amazon и tubi. Правда, какая именно там версия, не совсем понятно: она короче оригинальной, выходившей на VHS и LaserDisc, но длиннее режиссёрской с DVD 2011-го года. Да и доступна лицензионная цифровая копия только в стандартном качестве.
При этом вариант в Full HD существует. Энтузиасты выкупили 35-милиметровую копию фильма для советского проката и сами сделали её скан. Это версия короче всех остальных и порой дубляж перевирал оригинальный текст. Можно понять, почему кино попало в наш прокат: рассказывая о такой важной части холодной войны, как борьба партизан с коммунистическим правительством Никарагуа, показанные со стороны демократии Контрас при поддержке США оказываются, по сути, злодеями.
Главный герой истории, американец мексиканского происхождения и ветеран Вьетнама Эдди Герреро (Роберт Бельтран), прибывает в Гондурас вблизи границы Никарагуа для помощи местным Контрас. Там он знакомится со своим любовным интересом Марленой (Аннетт Чарльз). Правда, оказывается, что родом она из Никарагуа. Так что обострение её отношений с Эдди оказывается лишь вопросом времени.
В своей задумке происходящее очень даже интересно. Показывая как реальный военный конфликт, так и имевшую место в действительности практику, когда военные силы США намеренно посылали в горячие точки людей схожей с жителями места пребывания внешности, мы получаем классического сомневающегося героя. А если и любовную драму с «врагом» добавить, то совсем круто. Вот бы ещё фильм имел нарратив, способный увлечь, и вышло бы полноценно хорошее кино.
А так оно вроде слегка и ужасы войны показывает, но в итоге драматургия тут на уровне дневных сериалов наших федеральных телеканалов. Редкие попытки в нецензурные выражения и обнаженку на этом фоне выглядят особенно неловко. Кино разрывается между желанием быть полноценным художественным военным кино, политическим высказыванием и банальной мелодрамой. Но в данном случае то, что оно не уходит ни в одну из этих крайностей полностью, скорее плюс.
«Латиноамериканец» почти что забыт по вполне понятным причинам. Лишь у этой ленты студии Lucasfilm вообще не было американского проката. Раньше критика лентой политики президента Рейгана могла быть причиной, почему о кино мало кто знал. Сейчас же это скорее потому что лента полностью держится лишь на интересных задумках с идеями и не способна дать полноценный опыт просмотра. Впрочем, за старания как будто можно немного и похвалить.
6 из 10