Даже спустя столько лет за «Хорошего динозавра» обидно. Это был один из самых красивых мультфильмов Pixar. А (по крайней мере, положительного) внимания он получил до нечестного мало. Отчего радостнее было узнать о новом фильме его режиссёра, Питера Сона. У того, правда, сначала тоже не совсем задалось. Но позже аналитики прозвали ленту «спящим хитом», а сборы чуть-чуть не дотянули до полмиллиарда долларов. Уже неплохо!
В этот раз Сон не доделывал за кем-то, а сам предложил идею мира, где живут антропоморфные представители четырех стихий: воды, земли, воздуха и огня. В плане деталей многое было вдохновлено его жизнью. Речь как о самом Элемент-Сити, опирающегося на многообразие культур Нью-Йорка, так и о главных героях. Родители Сона — эмигранты из Кореи, заведовавшие продуктовым магазином. А сам Сон, как можно догадаться, по стопам родителей не пошёл да ещё и не на кореянке женился. Подробнее об этом можно узнать в документалке «Хорошая химия: история создания фильма „Элементарно“» — крайне рекомендую, великолепная вещь.
Изначально я сам был не слишком уверен в «Элементарно». Хоть и болел за режиссёра всей душой, но при поверхностном знакомстве кино не слишком заинтересовывало. Хотя вопроса, посмотрю ли при первой возможности, не стояло. Подбадривало, что живший на тот момент в Кыргызстане друг хвалил, аж три раза сходил. Только на русский дубляж жаловался, мол, на главную мужскую роль неудачно подобрали.
Ждать возможности посмотреть самому долго не пришлось. Премьера в кино в странах СНГ была 15 июня, а ровно два месяца спустя — во вторник, 15 августа — лента стала доступна для домашнего просмотра. В тот же день посмотрел и был абсолютно покорён. А потом узнал, что уже в субботу той же недели ленту будут показывать и в местных кинотеатрах. В итоге на тех же выходных пересмотрел на большом экране. Отдельный повод для гордости: это был первый фильм, на который я сходил со своей племянницей. Хоть оно больше и совпадение, что она тогда как раз достигла возраста, когда могла сидеть на одном месте и смотреть кино хотя бы в кинотеатре.
Но совпадение крайне удачное — в такой общий первый раз попали не просто на фильм Pixar, а на ещё один шедевр студии. Как минимум показательно, что лента умудрилась выжать из меня пару слезинок даже спустя пять дней после первого просмотра. А ещё показывали не в официальном дубляже, а от Flarrow Films, где Даниил Эльдаров в главной мужской роли превосходен. Хоть довольствоваться такими подпольными сеансами, разумеется, само по себе плохо, но бывают и преимущества.
Пара огненных элементалей приезжает в Элемент-Сити (кстати, только на третий просмотр заметил, что жена к тому моменту уже была беременна), где их ожидал довольно прохладный прием. Найдя заброшенный дом, они основывают в нём магазин, где родилась и прожила всю свою жизнь их дочка Эмбер (Леа Льюис). Отец хочет завещать ей свою лавку, но у неё никак не получается наладить контакт с покупателями. И вот, проявив воистину огненную вспышку гнева в подвале магазина, она невольно ломает трубу, из которой вытек элементаль воды Уэйд (Мамуду Ати). И эта встреча изменит жизнь обоих.
Одно из самых неблагодарных занятий в вопросе кинокритики (да и в многих других областях) — искать причины, почему кому-то что-то могло не понравиться. Но, думая об «Элементарно», всё же не мог оставить этот вопрос. И как будто при последнем просмотре нашёл наиболее оптимальный ответ: изначальная химия между Эмбер и Уэйдом не совсем очевидна. Все нужные взгляды и задержки камеры на месте, но, возможно, они даже слишком тонкие. Не уверен, что при предыдущих просмотрах часть из них сам замечал. Так что если и выделять главную претензию уже от себя, то скажу, что их отношения развиваются самую малость недостаточно органично, порой переходы резковаты.
Но в абсолютном большинстве случаев они очень даже работают. Ситуация «противоположности притягиваются» здесь, очевидно, в отдельных аспектах доведена до абсолюта. Она вспыльчива, он даже до нелепого эмпатичен. Тема с плачем может немного напрягать, но она так окупается в концовке, что никаких претензий не остаётся. Их связь срабатывает в первую очередь потому, что они оба оказываются нужны друг другу именно в этом отрезке их жизненных путей. У меня, признаюсь, мало опыта в этом вопросе, но как будто это самый крепкий клей для любых отношений.
В течении ленты Эмбер испытывает всё больше фрустрации в своих отношениях с отцом. У Уэйда же папа умер, отчего он ещё больше мотивирован поддержать её в разрешении конфликта пока не слишком поздно. Хоть ромкомовская часть тут важна, но вопрос поколений ещё важнее.
Я не из второго поколения эмигрантов как главная героиня, но вопрос долга перед родителями и страх не оправдать их ожидания болезненно знаком. Смотря на свою жизнь и видя, в каких условиях и достатке мы были когда я родился и какие они сейчас, не могу перестать поражаться, насколько это два разных мира. Зная, сколько сил и нервов у папы ушло, чтобы прийти к этому, порой сложно не быть задавленным этим грузом. Возможно, из-за этого у меня есть особая эмпатия к ленте, кто знает.
Впрочем, и других плюсов хватает. Хотя бы картинка — фильм потрясающе красив. Вопрос не только в качестве графики, но и в эстетике: архитектуре, используемых цветах, освящении, игрой с эффектами персонажей. Количество компьютеров, обрабатывающих картинку, у Pixar в будущем всё равно будет расти. Но мне сложно представить их фильм, который смог бы превзойти «Элементарно» в общей красоте. Впрочем, это вопрос уже слишком субъективный.
Помимо прочего, фильм ещё и вполне забавный. Если флэшбеки не касаются родителей Эмбер, то они довольно редки, коротки и показывают одни из лучших шуток в ленте. Комедийные элементы крайне удачно помогают темпу и общему настроению ленты, будь то вопросы мироустройства или игры слов, когда батя Эмбер (к слову, озвученный со-режиссёром «Головоломки» Ронни дель Карменом) путает слова — ещё одна деталь, что Питер Сон добавил из жизни своей семьи.
Не менее удачно обрамляет происходящее и музыка. Томасу Ньюману не впервой писать для Pixar. Но ранее все его ленты для студии были с одним режиссёром, Эндрю Стэнтоном. Здесь он вдохновлялся мелодиями самых разных культур — критики особо выделили китайские и индийские направления. Сам Ньюман ориентировался в первую очередь на собственное восприятие, стараясь не определять мотивы в конкретные категории. Нередко в музыке можно услышать песнопения, основанные файрише, языке элементалей огня. Но, по признанию самого композитора, ничего конкретного они не значат.
Примерно в одно время с Ньюманом был привлечён исполнитель Lauv, которому первый помог с сочинением мелодии для заглавной песни фильма, Steal the Show. И она работает великолепно, играя во время монтажа в середине и на финальных титрах. В целом аудиальная часть ленты не уступает визуальной. Музыка звучит уникально и завораживающе, на озвучке все прекрасны. Но Леа Льюис в главной роли, цитируя заглавную песню, крадёт шоу. Она абсолютно феноменальна, идеально передавая все оттенки раздражения и/или влюбленности и всегда оставаясь очаровательной.
Я не могу не восхищаться «Элементарно». Это и чудесный полноценный ромком, и трогательная история о поиске взаимопонимания между поколениями. А ведь ещё и вопрос взаимодействия в социуме не затронул — но оставим его тем, кто разбирается лучше меня. И по форме, и по содержанию это абсолютно чудесное кино. Как его не любить?
10 из 10