Когда я, будучи подростком, смотрел фильмы сотнями на телефоне и приставке, то выработал два рефлекса. Первый — не смеяться вслух несмотря на то, насколько было смешно. Второй же давал возможность оторваться от просмотра в любую секунду независимо от того, насколько увлекло действие. Эти навыки помогали дома, в гостях и даже в школе смотреть как можно больше, почти не вляпываясь ни в какие проблемы. Но однажды фильм меня так сильно впечатлил, что второй рефлекс начал отказывать.
Сейчас-то я уже давно потерял оба за ненадобностью. Но тогда это был прецедент — настолько привычка отработалась. Всё время просмотра «Бессонницы» был прикован к экрану и в момент ближе к концу, когда меня кто-то куда-то позвал, понял, что не хочу отрываться. Хотя, по идее, хорошее кино так и должно работать.
Не то чтобы у меня не было ожиданий. Я посмотрел все ленты Кристофера Нолана, доступные на тот момент, кроме неё. А ведь тогда ещё третий Темный рыцарь не вышел, так что в природе не существовало картин этого режиссёра, которые бы мне не нравились. Полагаю, «Бессонница» в ознакомлении с его фильмографией стала последней потому что выглядела банальней всего. Какой-то типичный полицейский триллер, что с него взять? В действительности всё немного интереснее.
В 1997 году вышел норвежский фильм «Бессонница» и чуть ли не сразу нашлись продюсеры, решившие адаптировать ленту на американский лад. Они сочли, что оригинал достаточно специфичен для своей страны производства и поэтому их проект не будет типичным ремейком или буквальным переводом. В один момент планировалось, что режиссёром станет Джонатан Демме («Молчание ягнят»), а на главную роль возьмут Харрисона Форда. Но стоило продюсерам увидеть «Помни», как они поняли, что вариант постановщика только один — Нолан.
Среди них оказались и Джордж Клуни со Стивеном Содербергом. Последний восхищался, чего смог достигнуть Кристофер в своей второй полнометражке и проводил параллели между «Помни» и «Бессонницей», говоря, что в обоих он справился с показом субъективных ощущений происходящего главным героем. Если итоговый выбор Аля Пачино на главную роль можно назвать предсказуемым, то вот антагониста в исполнении Робина Уильямса едва ли кто-то ожидал.
Нолан рассказывал, что по мере развития истории они пришли к тому, что это история о двух неординарных личностях, играющих в запутанные психологические кошки-мышки. Так как с Пачино у зрителей есть ожидания как от звездной персоны, так и с Робином ситуация схожая — только разница с другими ролями куда заметнее. При первой же встрече с актером режиссёр увидел у него полное понимание героя, отчего понял, что эта роль как раз для него.
История рассказывает об Уилле Дормере (Пачино), лос-анджелесском полицейском с четким моральным компасом, приезжающем в мелкий городок Аляски для расследования убийства 17-летней школьницы. Дело для таких краев необычное, но в командировке есть и подноготная: приехавший с ним напарник Хэп (Мартин Донован) готов пойти на сделку для замятия внутреннего расследования. Дормер опасается, что этот шаг может аукнуться и ему самому.
В это время суток солнце здесь не садиться, отчего у главного героя проблемы со сном. Но это не единственная причина — последующее развитие дела и спорный в своей непреднамеренности несчастный случай только усиливает сомнительность поступков Уилла с каждым новым днём расследования.
Интересен контраст с норвежским оригиналом. Как и тут есть противостояние Лос-Анджелеса и северного захолустья, так и там в Норвегии главный герой в исполнении Стеллана Скарсгарда ранее был в шведской полиции. У него вышел куда более неприятный тип — часть его поступков уже не скинешь на проблемы сна и стремление к справедливости, он просто гад. У фильмов разные акценты в повествовании, но некоторые сцены очень даже схожи. Как говориться, не чини что не сломано. Охотно верится, что Кристофер Нолан, как говорили продюсеры, вместе с ними обожает оригинал. Даже итоговая версия сценария ремейка сделана именно им, хоть в титрах в этом плане его не указали.
В плане стилизаций это чуть ли не самый сдержанный фильм постановщика. Но и тут хватает интересных моментов начиная с вплетения в монтаж того, как Уилл представляет моменты преступления, или мотив пропитывания кровью белой ткани. Сначала ты немного недоумеваешь, почему им в тебя так тычут. Но во второй половине узнаешь его значение и тут же переосмысляешь увиденное. Да, Нолан немного злоупотребляет крупными планами и резким монтажом. Но я не могу сказать, что в каком-то моменте это не работает. Тем более на контрасте с куда менее спешащими разговорами подобное выходит освежающим контрастом.
Мой любимый момент происходит ближе к концу, когда работница отеля в прекрасном исполнении Моры Тинри оказывается в номере у уже совсем помешавшегося на скрытии света Уилла. Вместе с ней приходит и более объективный взгляд на происходящее. Одной игрой с освещением фильму удается произвести на зрителя отрезвляющее воздействие.
В этом детективе не стоит загадка того, кто кого убил и почему. Вопрос в том, как опытный полицейский и автор, скорей всего, не слишком качественных детективных романов играют с уликами и мотивами друг друга. И вот тут уже есть интрига. Она не в том, кто победит. А в том, на что они готовы пойти. На их фоне идеально срабатывает местная полицейская Элли Бёрр (Хилари Суэнк), честно пытающаяся разобраться в произошедшем. Как минимум по справедливости она впереди всех. Но и ей приходится столкнуться с моральной дилеммой.
Я не могу сказать, что «Бессонница» — выдающийся фильм. Но главная прелесть в том, что он работает во всех аспектах: от потрясающей картинки до тревожно-меланхоличной музыки Дэвида Джулиана. Ничего не смущает и не провисает. Поэтому при первом просмотре я не мог от него оторваться, хоть мог отвлечься от просмотра любого другого фильма.
10 из 10