Кино и сериалы — это, конечно, здорово. Но, боюсь, в последние годы больше смотрю не их, а ролики на YouTube. Сейчас в подписках 104 канала, и большинство из них какую-никакую активность да проявляют. Чаще всего они оказываются там потому что мне нравится сам автор. Это особый, более, простите, интимный вид связи с создателем, который будто бы невозможен в более классических видах аудиовизуального искусства.
То, что я избегал разговора на эту тему в рамках данной рубрики, кажется несправедливостью. Ведь, когда мне хочется что-нибудь посмотреть (при всей любви к кинематографу) в первую очередь вспоминаю именно о видеоблогерах. Смотрю новые ролики, пропущенные старые, а самый верный вариант — пересматриваю видео самых любимых авторов. Но о чем из всего этого стоит рассказать в «Пересмотре!» в первую очередь?
Можно пройтись по классике вроде «Ностальгирующего Критика» или «Злобного Видеоигрового Задрота». Но там количество видео, вкупе с непостоянством в качестве, откровенно пугают. Для начала стоит найти какую-нибудь не слишком длинную серию от любимого ютубера, которая смогла бы в общих чертах обозначить, что я вообще в основном смотрю на этой платформе.
И я нашел такую! GameShelf — серия роликов про видеоигры, с которой Николай «Pixel_Devil» Губанов начинал карьеру как самостоятельный автор. До этого он уже имел опыт со-ведущего и монтажера на других, схожих передачах. Хотя по первым выпускам этого и не скажешь: уж очень они сумбурны по содержанию и не особо радуют картинкой.
Но уже в первом выпуске видна страсть автора в деконструкции видеоигрового опыта девяностых и нулевых, который, по понятным причинам, был преимущественно пиратским, и собирании лицензионных игр и приставок. А со второго видно желание копнуть в видеоигровую историю ещё глубже и рассказать о не самых известных вещах по меркам даже зарубежного YouTube.
В этих направлениях и двигалась передача с 2011 года. К выпуску пятому у роликов появляется относительно цельное повествование и от качества съемки уже не так грустно. А с восьмого я уже без слишком больших оговорок могу рекомендовать серию к просмотру. В 2012-ом Николай завел отдельный YouTube-канал, где стали появляться и другие передачи вроде «Глитчей», где рассматривались баги в играх на манер сверхпопулярных в тот момент «+100500» и «This is Хорошо». Но меня больше всего подкупала BrickWorm, так как она рассказывала о главном увлечении моего детства — LEGO.
Годы шли, а новые выпуски выходили все реже. Я присоединился к каналу в районе 2013-го, перед началом эпопеи с постройкой аркадного автомата, и хорошо помню, как приходилось ждать новые выпуски. Со временем сам факт ожидания нового GameShelf стал восприниматься как шутка. Готов поспорить, это сильно давило на автора, отчего он в итоге отказался от данного формата после 32 выпуска в 2015-ом году.
Но передача не умерла. Она трансформировалась в Extra Life, которая, по сути, осталась той же, но оказалась более восприимчивой к экспериментам. А заодно вобрала в себя другие рубрики, будь то рассказ об аркадных играх в Insert Coin и ролики, ранее довольствовавшиеся лишь словом «Обзор» в названии. Старые корни, нумерация — всё это задавало ограничения, которые, видимо, мешали Николаю развивать свой контент.
Отчасти я могу это понять. Хоть сам и придумал «Пересмотр!», но чем больше выпусков, тем сильнее отпугиваю читателя цифрой в конце названия материала. Да и когда делаешь ретроспективы или работаешь с сериалами правило, что нужно хотя бы отчасти это уже посмотреть, всё сильнее работает как ограничение, нежели фишка. Но я всё же решил работать с чем есть — всё-таки сам факт, что это сто сорок, мать его, шестой выпуск приносит какое-то особое удовольствие.
Но Pixel_Devil пошел другим путём. И я этому скорее рад. Сейчас, благодаря финансовой поддержке зрителей, он может делать впечатляющие своим размахом и проработкой видео про, например, первые приставки SEGA. А ведь он обещал ролики о них ещё в GameShelf #16, когда говорил о куда более нам известной консоли этой компании, Mega Drive.
Пожалуй, это самый удачный пример для сравнения того, как вырос Николай в создании видео за эти годы. Сам выпуск про Mega Drive я, наверно, пересматривал больше всех остальных. В плане подачи информации он был максимально, кхм, «Пересмотровым!» — много воспоминаний из детства, но и для непосвященных общее представление о предмете разговора остается. Но как бы лампово ролик не воспринимался, нельзя не признать, насколько качественнее и проработанное более поздние видео.
Главный недостаток GameShelf – неудачные шутки, от чего особенно страдают ранние выпуски. На них, кстати, есть английские субтитры разнящегося качества. Там присутствуют как и удачные примеры перевода наших реалий иностранному зрителю, так и всяческие косяки, вплоть до превращения «к черту все» в «длинная история об этой игре отправляется в ад». Так что с ними пересматривать первые видео было как минимум веселее.
Первый выпуск был очень сумбурным и обрезанным, но он стал зачатком сразу для двух видов роликов на канале Pixel_Devil: о приставках и про серию Contra. От первых я получаю удовольствие как от окна в мир видеоигровой истории, а вторые рассказывают историю уникальной серии, пережившей на своём веку как невероятный успех, так и ужасающий провал. Сам бы едва ли засел хоть за какую-либо её часть — уж слишком они для меня сложны. Но вот смотреть ролики про них увлекает не хуже любого геймплея. И это заслуга как видеоигр, так и автора роликов.
Все начатые в GameShelf основные темы получили продолжение в Extra Life. Полностью законченными в рамках этой рубрики можно назвать лишь эпопею про постройку аркадного автомата и про случайно ставшую трилогией серию Cannon Fodder. И начинать знакомство с GameShelf вполне можно с любой из них. Первая увлекает так, словно это твой друг строит автомат и не может не поделится происходящим. А вторая показывает и развитие медиума видеоигр, и подхода автора к материалу. Уж не знаю сколько раз всё это дело внезапно пересматривал и сколько ещё буду.
8 из 10