В прошлом году телеканал ТНТ отказался показывать зарубежное кино, решив сконцетрироваться на контенте собственного производства. Мне было бы от этого грустно, если бы я не перестал зависеть от сетки телевещания ещё лет 8 назад. В плане показа фильмов ТНТ был одним из лучших – как минимум я не слышал, чтобы хоть кто-нибудь ещё из центральных каналов крутил «Начало».
Блок «ТНТ-комедия», показывавший фильмы по вечерам с понедельника по четверг, был штукой очень нестабильной. В один день могли поставить великолепный «Мальчишник в Вегасе» или «Хоттабыча», а в другой – преступление перед человечеством «Что творят мужчины». Как бы странно это ни прозвучало, но я их за это уважал. Ситуация была как с игрушкой внутри Киндер-сюрприза: никогда не угадаешь, будет ли там тот самый бегемотик, что тебе недостаёт для коллекции, или очередная сборная пластмассовая фигня, легко тающая на солнце.
Разнообразие лент тоже удивляло, особенно в ранние годы – составители «ТНТ-комедии» черпали материал из всего, что плохо лежало. Было на удивление много европейских комедий вроде немецкой пародии на «Звездный путь» с Тилем Швайгером. Однажды показанная лента, чьё название я не вспомню, и вовсе больше походила на инди-драму с элементами научной фантастики. Было что-то удивительное в том, как всё смешивалось: на следующий день после передоза шуток про пердеж и большие сиськи могла спокойно идти семейная лента.
Одной из самых непонятой мной картин, увиденных в этом блоке, стала «Улетный транспорт» – вроде бы и полнометражный фильм, а вроде бы и сборник бессвязных сцен с шутками на темы, для которых я ещё был слишком мал. Мне запомнилось, что брату лента понравилась. У него был втихаря от мамы распечатанный, ибо краска дорогая, постер с 50 Cent. Так что негров, думал маленький я, он любил. А тут их дофига. Уж не знаю, насколько внимательно я смотрел, но помню, например, что там был Снуп Догг в роли пилота. Однако, как показал пересмотр, воспоминания были вполне верны.
Завязка в том, что герой Кевина Харта получает довольно неприятный опыт полёта на самолёте. Его самого засосало в унитаз, а через окно он увидел, как его сданную в багаж собаку убило турбиной. В последствии он выиграл через суд сто миллионов долларов и решает создать собственную авиакомпанию, где работники и пассажиры сплошь негры. Весь остальной фильм – первый и последний рейс компании.
Если судить по синопсису, то складывается понимание, что в полёте нечто идёт не так из-за случайно попавшей на борт белой семьи. Но это никак не связано. Белая семья там есть, но они просто дополнительный повод для шуток, и на сюжет никак не влияют. Тут вообще мало что на него влияет. Точно также можно было сказать, что всё пошло не так из-за пары, желающей совокупиться где угодно на самолёте или из-за безумного озабоченного слепого – они все занимают приличный кусок хронометража и никак ни на что не влияют.
Видно, что даже на 76 минут без титров авторы еле-еле насобирали. Например, в первой половине есть сцена с двумя толстыми афроамериканскими женщинами у металлодетектора. Их диалог с интонациями, от которых уши вянут, длится целую вечность. За пять или сколько там минут они не сказали ни одной смешной шутки, и в конце ты просто радуешься, что это наконец кончилось.
Нередко картина заходит на территорию «настолько плохо, что хорошо»: у самих авторов явно ста миллионов не было, что видно даже по декорациям. Нет, не по их бедности – они как раз вполне богато обустроены – а по устойчивости. Когда надо показать турбулентность, они начинают их шатать, и те дрожат как картон. Уморительно.
Всё стало бы заметно лучше, если «Улетный транспорт» лучше осознавал себя как абсурд. Лучше всего он работает, когда отдается шутке полностью. Вот зовут в кабину управления пилота по фамилии Gaeman, что подозрительно созвучно с сами знаете кем. В итоге в кабину бегут стюард и отряд католических священников. А когда пилот-Снуп Догг заявляет о нахождении с ним празднующей 18-летие красотки, то туда отправляются команда по американскому футболу в полной форме и морячки. Гениально.
Тут есть две шутки про талибан, что для картины, вышедшей спустя три года после 11 сентября, удивляет. Одна из них даже смешная. Большая часть юмора картины не то что плохая: она плавает в категории «ни вашим, ни нашим». Вот слепой путает женские половые органы с чем-то, а вот какой-то странный сотрудник самолёта всё время находится в туалетном помещении и мешает другим справлять свои дела. Это не вызывает смех или даже улыбку, но не так ужасно, как могло быть.
Удивительно несмешной здесь Кевин Харт говорил, что хоть «Улетный транспорт» и провалился в прокате из-за процветавшего тогда пиратского рынка DVD, но сам он благодаря ему стал достаточно известным, чтобы начать колесить с выступлениями. Теперь же Харт чуть ли не самый богатый комик Америки.
Было приятно увидеть пару приятных лиц, особенно Софию Вергару из «Американской семейки» в роли стюардессы или Терри Крюса в очень странном камео. Но в остальном «Улетный транспорт» – показательно никакой фильм. Ни один из его элементов не используется в полную силу. А ощущение, что авторы клеили в картину всё подряд, лишь бы дотянуть до полнометражного хронометража, никогда не уходит. Вот в итоге и получили аморфную массу, а не кино.
4 из 10
P.S. Перед публикацией я спросил брата о том, что он думает о фильме и он сказал, что вполне себе, для расслабона пойдёт. Так что если вы не такой зануда как я, то, вероятно, можно дать ленте шанс.