У меня отношения с русским кинематографом сложные. Как, думаю, и у большинства, чья сознательная жизнь полностью прошла в Российской Федерации, а не СССР. Дело даже не в том, что попадалось много плохих русских фильмов (хотя было дело, конечно), а в молве вокруг. И в том, что предлагал телевизор в то время. Советского почти ничего мне не попадалось, русского было совсем мало – один сплошной запад. Но когда наши фильмы проскакивали, то порой находилось кое-что вполне себе интересное.

Пожалуй, первым русским фильмом, что мне действительно понравился из увиденных, стал «Хоттабыч». Я тогда был плохо знаком с оригинальной историей и знал о интернете самый минимум. Казалось бы, две главные фишки фильма должны пролететь мимо. Но получилось скорее наоборот – второе меня зацепило так сильно, что не отпускает до сих пор. Впервые мир интернета меня заворожил именно с помощью одного из тех нескольких раз, когда удавалось увидеть «Хоттабыча» по телевизору.

Одно из самых удивительных свойств ленты в том, что в её просмотр затягивает буквально с любого момента. Будь то начало с сумбурной, но весёлой экспозицией и фальш-стартами или середина, где мы просто смотрим на повседневную Москву, или даже за пять минут до конца. В любой из этих или других моментов можно начать смотреть и увлечься лентой до конца. Пожалуй, это в первую очередь заслуга той непринужденности, с которой она сделана. От того, что авторы не воспринимают себя слишком серьезно, история только выигрывает.

Главный герой – одаренный хакер и раздолбай Гена (Марюс Ямпольскис, безукоризненно озвученный Антоном Эльдаровым). Жил он себе активно в интернете и не очень в реальной жизни, пока по просьбе девушки хотя бы чайник достать из интернета он не заказал кувшин с лондонского аукциона. Тут всё и завертелось – его обнаружили таможенники, за его головой охотятся ФСБ и агент «Майкрософт», которых он недавно успешно взломал. Казалось бы, ничего хорошего не будет. Да только в самом кувшине находился джинн Хоттабыч (Владимир Толоконников), благодаря которому будущее становится не так очевидно.

Логично предположить, что весь сюжет будет крутиться на тех желаниях, что Гена может загадать. Первое из них и правда очень важный сюжетный элемент. Но второе оказывается только небольшим ружьем Чехова, а третье и вовсе чисто символическое. Куда важнее оказывается история дружбы этих двоих и их столкновения с реальным миром. Смахивает на принцип страшненькой подружки: более неприспособленным к жизни, чем человек, живущий в компьютере, оказывается лишь дух, просидевший в кувшине больше двух тысяч лет.

Ещё одна очень интересная особенность ленты – то, как она захватила дух времени. Шёл 2006 год, тогда интернет выглядел и воспринимался по-другому. Скажем, первая же интернет-страница, показанная в фильме – это oper.ru, сайт Дмитрия «Гоблина» Пучкова. Мало того, что это довольно крутая отсылка к тому, что сам Дмитрий за кадром переводит всю иноземную речь, так и стоит помнить, что тогда этот сайт был куда популярнее, чем сейчас. Вот уж что действительно застыло во времени вместе с фильмом.

Но, конечно, главное достоинство ленты – персонажи и юмор, появляющийся непосредственно благодаря им. Каждый герой на своем месте и помогает сюжету. Двое друзей Гены, казалось бы, не особо много времени занимают на экране. Оттого может быть не совсем ясно, чем они заслужили такую честь, как отдельное представление в начале. Но если посмотреть, какую роль им предстоит сыграть в истории героя Хоттабыча, то те оказываются критично важными.

Очень умно, что сценарий в плане решения проблем полагается не только на главных героев, но и на их окружение, будь то друзья и знакомые Гены, или силы и непонимание нашего мира Хоттабычем. Все это создает целостную картину, где не возникает желания жаловаться на всякие не слишком продуманные мелочи. Конечно, с таким полусказочным сюжетом будет много глупостей и условностей. Но когда в конце фильм берет два своих главных элемента построения мира – магия и интернет – и смешивает в увлекательную анимационную битву, то понимаешь, что всё было не зря. Как минимум можно сказать, что «Хоттабыч» – зрелище уникальное, другого такого просто нет.

При этом кино не кичится своими фишками и всегда их использует правильно – преимущественно ради шутки. Но бывают и более осознанные моменты. Например, когда Гена обещает говорящей моли купить норковую шубу. Ситуация и так достаточно забавна и абсурдна, но в итоге жест доброты оказывается куда важнее в общем контексте.

При тех условиях и задумках, благодаря которым делался «Хоттабыч», сложно представить, что в итоге могло выйти хоть что-то хорошее. Но ведь вышло – фильм и развлекательный, и нетривиальный. Если вы его не смотрели, то можете прямо сейчас исправить эту оплошность без каких-либо проблем. Он официально залит в открытый доступ на YouTube, причем в высоком качестве. Остается лишь кликнуть и дать нынешнему интернету рассказать вам о интернете пусть и недалекого, но прошлого.

9 из 10

Настолько люблю пересматривать, что целую рубрику об этом веду. Интроверт, поп-культурный наркоман. Куплен Диснеем на не самых выгодных условиях.
Leave a Comment

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *