Выпуск про первую часть «Пиратов Карибского моря» мог выйти куда раньше, ещё летом 2016-ого. Я пересмотрел ленту, накатал пару абзацев о том, что впервые её глянул, когда умирал со скуки на свадьбе брата, но дальше дело не пошло. То ли вдохновения не было, то ли ещё что, но текст упорно не хотел писаться дальше. Планировал, что пойду по франшизе по порядку и в относительно короткие сроки напишу о всех (тогда ещё) четырех картинах.
Но по большей части хотел написать лишь о четвертом фильме серии, чтобы этим текстом заменить свою старую рецензию на КиноПоиске. Так что спустя пару месяцев вышел текст о «Пиратах Карибского моря: На странных берегах». А потом подумал – раз начал с конца, то в обратном порядке и пойду. Заодно на собственном примере покажу, что части кинофраншиз не обязаны быть заложниками порядка. И, будучи фильмами, а не сериалами, должны спокойно смотреться отдельно. Если, конечно, это качественное кино.
Как по мне, эксперимент прошёл вполне успешно. Нельзя сказать, что все части «Пиратов» прекрасно работали как самостоятельные ленты, но они все были более чем смотрибельны. Иронично, что наиболее обособленный сиквел, «На странных берегах», как раз и оказался самым слабым.
Предмету нашего нынешнего разговора все эти размышления о самостоятельности не слишком релевантны. Всё-таки это первая часть. Большой ставки на продолжения не было. Как и уверенности в том, что они вообще будут. Однако Disney рискнул и всё окупилось сполна.
Забавно, что риск этот был и в размещении названия студии в рекламных материалах. Раньше, когда дело доходило до более «взрослого» материала, дом мыши скрывался под именем Touchstone Pictures. Причем он так делал не только с другими проектами Джерри Брукхаймера, будь то «Армагеддон» или «Скала», но даже с «Кошмаром перед Рождеством» и «Кто подставил кролика Роджера».
У фильма огромная культовая слава. Например, видеоблоггер Руслан Усачев – огромный фанат франшизы и особенно «Пиратов Карибского моря: Проклятия Черной жемчужины». Казалось бы, спора нет, ни одно продолжение и близко не приблизилось к оригиналу. Но тут встреваю я со своим никому не нужным мнением и говорю, что не всё так просто.
Хотя с тем, что эта лента начинается лучше остальных, спорить бессмысленно. Ты сразу проникаешься жуткой, но завлекающей атмосферой моря, а юная главная героиня Элизабет Суон передаёт нам и своё восхищение пиратами, и отношение взрослых к их опасному и противозаконному делу. Также здесь мы сразу получаем мощное ружьё Чехова в лице ещё одного ребенка, найденного за бортом корабля – теперь речь о Уилле Тёрнера.
В первой половине сценаристы Тед Эллиот и Терри Россио проделали прекрасную работу. Сюжет движется динамично, знакомство с героями проходит крайне плавно. Если вдуматься, то сцена встречи Капитана Джека Воробья (Джонни Депп) и повзрослевшего Тёрнера (Орландо Блум) – чистой воды совпадение, без которого весь сюжет сломался бы, что можно назвать ленивым ходом. Но обыграно она так энергично, а их противостояние столь захватывающее, что нет никакого желания жаловаться.
Путешествие Суон, выросшей в Киру Найтли, на борт «Черной жемчужины», легендарного пиратского судна, тоже проходит весьма интересно и нетривиально. Её встреча с капитаном Барбоссой (Джеффри Раш) и сцена, где она узнаёт страшную правду о экипаже «Жемчужины», особенно радуют. Хотя в последней и видно, что за 15 лет компьютерная графика не стояла на месте, та достаточно проработана, чтобы это не было большой проблемой.
Однако цель злодея, Барбоссы, подходит к концу уже в середине фильма. Пусть мы и изначально уверены, что у него это не сработает и по хронометражу, и по сюжету, но последующие полчаса всё равно чувствуются как топтание на месте. Мы узнаем о героях больше – в частности, в бесконечно обаятельный образ наглеца Воробья хорошенько впрыскивают неприглядные черты, что идет ему только на пользу – но основной-то сюжет никуда особо не двигается. И это очень сильно контрастирует как и с предыдущим действом, так и с последующим.
Похоже, что в будущем Эллиот и Россио учли эту ошибку, отчего «Сундук мертвеца», в отличие от оригинала, ощущается куда более цельным. Сиквел не без греха (у него элементарно нет концовки), но он куда лучше воспринимается как цельное приключение. Отчего, если честно, я предпочту назвать его своим любимым фильмом в серии.
Однако пусть «Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины» хромают во второй половине середины, зато они прекрасно себя чувствуют во всём остальном. Это задорное в своей мрачности приключение явно запало многим в душу, и абсолютно не сложно понять почему. Скелеты пугают, пушки стреляют, главная тема от ученика Ханса Циммера Клауса Бадельта заставляет тебя самого себя пиратом почувствовать, а сильные женские персонажи не боятся перечить мужчинам.
Причём речь сейчас не только о героине Найтли, но и о небольшом и весьма примечательном появлении Зои Салданы в образе Анна-Марии – пирата, которой Джек должен корабль. Её было крайне приятно видеть на экране, несмотря на малое пребывание. Жаль, что та не засветилась ни в одном из сиквелов.
8 из 10