Однажды моему папе кто-то на работе дал флэшку с фильмом, который якобы раскрывает глаза на мир вокруг. Там правда и про религию, и про 11 сентября, и про вообще всё. Он его начинал смотреть, но вроде бы до конца не добрался и сейчас уже мало что помнит. Но первым в нашей семье фильм посмотрел я. И был впечатлен.

А потом глянул продолжения, сериал «Культура в упадке» и лекцию автора всего этого дела Питера Джозефа, из которой уже ничего не вспомню. То есть активным проповедником его идей не стал. Максимум хвастался некоторыми новоприобретенными знаниями. Причем именно из второй части, а не первой.

Однако противоречащее со сказанным в последней время от времени находилось. Например, в серии «Южного Парка», где всех верящих в конспирологическую теорию об 11 сентября напрямую называли не очень умными. Запал относительно произведений Питера Джозефа быстро утих и потому мне никогда не приходилось как-то защищать его слова. Наоборот: если я с кем-то и взаимодействовал по этим вопросам, то они скорее соглашались.

Я уважаю подход к делу Питера. Весь фильм был профинансирован и создан лично им и никем больше. Да, он тут исследователь, режиссер, голос за кадром, монтажер, автор графики и даже композитор. Конечно, автор кое-что брал из источников, защищенных авторским правом, и не платил за использование. Однако проект не является коммерческим (то есть просмотр фильма любыми способами легален) и, согласно титрам, попадает под доктрину о добросовестном использовании.

Прошло много лет с тех пор, как что-либо связанное с «Духом времени» попадалось в мое инфополе. Можно бы уже о нем спокойно забыть. Но штука в том, что я ненароком упомянул эту документалку в четвертом выпуске «Пересмотра!». Никаких особо спорных тем в связи с ней не задел, но, пока редактировал издание первого тома рубрики, решил, что к данной теме стоит вернуться с более критическим взглядом.

Сам фильм состоит из эпилога, трех частей и послесловия. Впервые я увидел его в урезанном виде. На том видео с флэшки не было четырех минут из лекции основателя школы шамбала-буддизма Чогьям Трунгпа Ринпоче. Понятно, в чем мотивация вырезки — это просто голос на черном фоне. Однако конец монолога плавно переходит в часть уже с визуалом. Так что кто бы это ни сделал, он противоречил авторскому виденью.

Потом начинается бомбардировка образами от мигающего синего квадрата до скидывания голых трупов в яму. Как будто нам показывают полную версию того, что увидела Лулу по запросу «война» в «Пятом элементе». Может, Питер решил, что это хорошо настроит зрителя на нужный лад? Хоть в итоге и вышла откровенная манипуляция.

Я не буду постоянно защищать автора. Но стоит признать, что практически к каждому спорному моменту можно задать подобные вопросы. Говорить, что он умышленно пытается запудрить мозги зрителю значит страдать от того же узкого взгляда на проблему, что есть и у Питера. Вообще первый «Дух времени» изначально не замышлялся фильмом. Он был театральным представлением, куда в том числе входило видео. А уже из-за реакции зрителей он и стал файлом на флэшке.

Первые из двух частей концентрируются на конкретной проблеме: религии и 11 сентября. В вопросах опровержения религии Джозеф не опирается на научные сведенья, а даёт очень красивую теорию о связи с астрологией и гиперболизирует схожести христианства с другими религиями. Это очень странный подход.

Ладно, забудем о деревьях, которые старше шести тысячи лет, ископаемых и прочем добре. Это уже заевшиеся аргументы против религии и подойти к проблеме с другой стороны не самая плохая идея. Но зачем брать и так серьезные схожести и делать их ещё сильнее? То ли проблема в источниках автора, то ли он намеренно приукрашивает ситуацию, когда это исключительно излишне.

Но тут стоит быть осторожнее. Ютуб-канал «Быть или» снял опровержение на эту (как и вторую) часть ленты и в ответ получил собственное опровержение. Там фактами разбили излишне поверхностное знакомство с темами ютубера и получившиеся вследствие этого не совсем верные выводы.

Во второй части автор отказывается от собственного монолога за кадром и больше опирается на голоса других людей. Но под конец не сдерживается и уже текстом говорит нам, какие выводы нужно сделать. В этом плане я не понимаю людей, говорящих, что фильм дает почву для критического мышления. Если таковая и появляется в начале, в конце у тебя её обязательно заберут.

Да и голоса эти вызывают сомнениями. Одним из них является Алекс Джонс — фанат конспирологии начиная с классики вроде того, что Нил Амстронг в 1969-ом не высаживался на Луне. Его подкасты убирают с крупных площадок за разжигание ненависти и в целом он производит впечатления кумира Владимира Соловьева. Забавно, что Алекса частично можно назвать орудием российской пропаганды: он неоднократно появлялся в эфире канала «Царьград».

В целом первые две части я сейчас пересматривал относительно спокойно. На крайний случай есть опровергающие источники, так что желания лишний раз лезть в интернет для проверки фактов не было. И если про религию выходит картина неоднозначная, то с 11 сентября проще. В наличии конкретное перевирание фактов, вырезание слов из контекста и повторяющаяся неприлично долго мантра о том, что очевидцы считали разрушения зданий схожими с контролируемым сносом. В результате миллионы людей, включая меня, не признавали произошедшее 11 сентября 2001 года настоящей трагедией, которой она является. И это уже однозначно плохо.

А вот во время третьей части я уже начал гуглить. Не поспоришь, Питер умеет убеждать, ему легко поверить. И я начал чувствовать, как попадаюсь на крючок. В итоге к каждому моменту, казавшимся спорным, я нашел если не опровержение, то хотя бы причину к недоверию сделанным выводам.

Например, он использует слова Дэвида Рокфеллера о том, что тот благодарит прессу за сокрытие информации, подтверждающей планы о создании мирового правительства. Проблема лишь в том, что эта цитата не подтверждена достоверными источниками. Да и сам Дэвид в своей автобиографии опроверг теории о том, что его семья создает мировое правительство настолько тупым образом, что это даже вызывает доверие. Как обычно, правда интереснее вымысла.

Темы скачут уже как сумасшедшие: от сомнительной работы банков (хотя конкретно в этом вопросе я предпочту использовать ту же аккуратность, что и в вопросе религии) до — затаите дыхание — чипирования. Это до сих пор звучит дико. А представьте, как оно было в 2007-ом? В целом, когда пошла речь про мировое правительством, о котором я уже напрочь забыл, пришло осознание, что корабль окончательно идет ко дну. И финальный гипнотизирующий монтаж тому лишнее доказательство.

Разумеется, нужно подвергать любую информацию сомнению. Но всему есть предел. Жанр документалистики существует гораздо дольше, чем Google. Что люди раньше делали? Выписывали все спорные моменты во время просмотра в кинотеатре и потом шли в библиотеку? Риск доверия — то, с чем нам всем приходится жить (на эту тему очень красиво высказывается игра The World Ends With You). Абсолютное доверие нежизнеспособно ровно так же, как и клинический скептицизм. Когда такие фильмы выходят, абсолютно естественно, что большинство смотрящих дают автору хотя бы немного своего доверия. Проблема в том, что Питер Джозеф его никак не оправдывает.

Зато композитор он хороший и убеждать умеет. При всей художественной сырости и лживости большую часть времени «Дух времени» нескучно смотреть.

4 из 10

Настолько люблю пересматривать, что целую рубрику об этом веду. Интроверт, поп-культурный наркоман. Куплен Диснеем на не самых выгодных условиях.
Leave a Comment

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *