Одна из самых надоедливых мыслей в моей голове — черт возьми, как же мало я купил, пока был в Лондоне. На это повлияло загруженность трехнедельной программы изучения языка вместе с экскурсиями и то, что тогда мои вкусы коллекционера были далеко не так сформированы, как сейчас. Но пару приятнейших вещиц всё же отхватил.
Например, болванчика Энакина Скайуокера из «Войн клонов» от Funko — тогда они ещё не делали Funko Pop. Но сейчас куда важнее упомянуть оригинальные, британские журналы EMPIRE за август и сентябрь 2011-го. Хотя на самом деле они выходили в июне и июле. Осенью 2010-го я начал собирать русские издания этого же журнала и потому был безумно рад приобретению, хоть тогда и не мог полноценно их прочитать.
На задней обложке августовского номера была реклама фильма «Начинающие». Белый фон, три актера, четыре оценки на четыре звезды из пяти и столько же цитат, построенных по принципу «похвала и другая похвала». Причём в первом столбце оценка и цитата из разных изданий, а в остальных они были из одного источника. Когда я впервые увидел рекламу, то подумал, что это хитрый трюк, чтобы скрыть оценку издания, откуда взята первая цитата. Но и там она четыре из пяти. Так что дело, наверное, в большей репрезентации.
Спустя какое-то время я посмотрел фильм и был, судя по всему, впечатлён. Мне запомнилась сцена с «вандализмом», что трое главных актеров очень приятные и красивые, а сам фильм — обволакивающий своей ламповой атмосферой. При этом многое из сюжета вылетело из головы, а своей первоначальной оценке 9 из 10 удивился. Что, настолько зацепило? Впрочем, я уже сталкивался с тем, что в прошлом по странным причинам завышал оценки.
История, вдохновленная жизнью сценариста и режиссёра Майка Миллса, рассказывает о дизайнере Оливере (Юэн МакГрегор), проживающим свой четвертый десяток, так и не найдя спутницу жизни. Пять лет назад его отец Хэл (Кристофер Пламмер) после смерти супруги сделал каминг-аут и решил наверстать этот аспект жизни по полной.
Когда замкнутый и депрессивный главный герой познакомился на вечеринке с Анной (Мелани Лоран), его отец уже умер от рака. Но мысленно он постоянно возвращался к прошлому. Кино демонстрирует это, показывая нам одновременно историю отношений Оливера с Анной и последние годы жизни Хэла. Вторая сюжетная линия любит поскакать в хронологии, чтобы лучше соответствовать происходящему в первой.
В первую очередь меня сильно удивил как стилистический выбор делать вставки закадрового голоса, сопровождаемые минималистичными слайд-шоу, так и уникальное чувство юмора происходящего. Обычно при словах «авторское кино» в голову приходит образ этакого умника, пытающегося всё превратить в метафору. Но до сих пор мне не приходила мысль, что это также касается и более простых особенностей — например, шуток.
Первая сюжетная линия не только основа, помогающая Оливеру пережить прошлое и лучше справляться с настоящим, но и ирония над романтическими фильмами. Тут есть причудливая вечеринка с костюмами, где пара знакомится, непонятная работа главного героя и даже отчаянный ход ради любви в третьем акте. Но благодаря смещению акцентов и тому, что лента в целом не заинтересована в следовании затертой формуле, всё это воспринимается легко и свежо. Всё-таки фильм не о парне, который сталкивается с трудностями в отношениях и борется за счастливое будущее. Он о двух людях, которые чувствуют взаимную симпатию и не слишком уверены в том, что с ней делать.
В этом плане Анна вовсе не та чудо-девушка, что придет и спасёт героя из рутины. Да, порой берёт инициативу, но и у неё проблем хватает. С которыми Оливер как может помогает. Видеть такое чуть более здоровое чем обычно отображение отношений очень приятно.
А ещё тут есть пёс, заросший джек-рассел-терьер по кличке Артур. Он был питомцем Хэла и первым делом Оливеру приходится разбираться с песиком, который начинает громко скулить при удалении от знакомых лиц. Артур работает как и связующее звено между двумя историями, так и отображением страхов и желаний Оливера. К вопросу о чувстве юмора — в паре моментов есть субтитры к кадрам с животным. Сцены разговоров с пёсиком спокойно работают как с надписями, так и без. Но в первый раз я, скорее всего, смотрел фильм без них, ибо иначе наверняка бы запомнил, что в фильме вообще был пёс.
Поругать картину стоит разве что за излишнюю пространность. Если бы мы чуть больше узнали о работе и увлечениях Оливера, то им было бы проще проникнуться. Я могу понять ход: автор явно хотел сосредоточится на конкретных мыслях героя, не разбегаясь в слишком явный показ повседневности. Это демонстрирует, например, не слишком активное использование диалогов у отдельных персонажей, из-за чего большинство их реплик скорее чисто колкости. Но особенно это заметно по одному из разговоров Оливера и Анны во второй половине, где большая часть — это монтаж под музыку, а зритель слышит от силы пару фраз.
Как будто сценарию не хватило одного взгляда третьего лица, который подсказал бы, что тут и тут стоит добавить пару деталей и выйдет вообще отлично. Но и то, что имеем, в большинстве своем эффективно доносит идею, что начинать никогда не поздно и главное тут понять, что ты хочешь.
Но прежде всего фильм стоит посмотреть ради Кристофера Пламмера. Это единственный Оскар в его карьере — и абсолютно заслуженный. Он играет и старого человека, пытающегося переосмыслить прошлое, и больного, который проходит разные стадии принятия своего состояния. При этом в его исполнении нет вычурности или театральности. Ему всегда веришь.
Юэну Макгрегору досталось не слишком благодарная роль, отчего иногда его бывает сложновато воспринимать. Но тут помогает и природная харизма, и химия с Мелани Лоран. Последняя и сейчас радует глаз своей игрой и красотой. А уж в те годы она была одной из тех актрис, с помощью которых я переживал свой переходный возраст. Во время сцен, где она переодевается и можно увидеть чуть-чуть бок её груди, я мгновенно вспоминал, как оно тогда воспринималось.
«Начинающие» — не совсем уверенное, но крепкое авторское размышление, которое при этом может легко заинтересовать. Прежде всего это заслуга троицы актеров, но и в остальных аспектах фильм работает как надо.
8 из 10