Тачки (2006) — Пересмотр! #103 — Перетрение

«Тачки» стали первым фильмом Pixar, на котором я был в кино. Поход на новую картину любимой студии целенаправленным не был — как минимум потому что картины, из-за которой она таковой и стала, ещё не вышли. Но, верьте или нет, «Тачки» как раз и стали одной из причин, почему я запомнил имя Pixar.

В том числе потому, что мне было 10 лет и я всего в кинотеатр раз 6 в жизни ходил. Меня что угодно могло удивить на большом экране. Даже «Подводная братва» тогда мне, хоть и с оговорками, а понравилась. Но это мелочи.

Лента про живые машины должна была стать режиссёрским дебютом Джо Рэфнта, давно работавшего и с Disney Animation, и с Pixar. В частности, без его вклада не обошлись сценарии «Короля Льва» и «Истории игрушек». Но за год до выхода картины Джо, какой бы злой иронией это не казалось, попал в автокатастрофу и погиб. Закончил фильм вместо него глава студии, Джон Лассетер.

«Тачки» обошлись в 120 миллионов долларов — новый рекорд стоимости для Pixar. При этом говорящие машины стали последними из тех, кто обошлись им менее чем в 150. Лента 2006 года не только отпраздновала 20-летие компании, но и стала этаким концом эпохи, когда трехмерная анимация считалась чем-то новомодным, а технологии заметно ограниченными.

На фоне череды постоянных восхвалений и растущих сборов «Тачки» для Pixar того времени кажутся этаким пробуксовыванием. Отзывы преимущественно положительные, но далеко не столь громкие, как раньше. Да и сборы ниже предыдущих четырёх лент студии. Однако на DVD они продавались отлично, а игрушки по ним так и вовсе приносили миллиарды. Понятное дело, что вопрос продолжения состоял только в «Когда?».

Bonnie Hunt and Owen Wilson in Cars (2006)

До того, как я посмотрел «Тачки», мне никогда особо не нравилось играть в машинки. Мой брат это дело обожал, я же играл с ними чисто за компанию и без особого энтузиазма. Но после мне такое занятие стало нравиться куда больше. Я особенно помню случай, когда во время игры мы осознали, что по-разному видим происходящее. Брат представлял на месте миниатюрного сплава пластмассы и металла реальные машины с водителями. Меня же захватила мысль, что у них глаза на лобовом стекле. Поэтому у меня так и не появилось водительских прав.

Тем не менее, мы не раз вместе смотрели «Тачки» — и, вероятно, нам они нравились по немного разным причинам. Из-за брата и частых показов по телевизору вполне возможно, что именно эту работу Pixar я видел чаще всех остальных из каталога студии. Плюс по вине «Тачек» я впервые в жизни столкнулся с явным расхождением мнений при просмотре чего-либо с кем-либо, когда показывал мульт другу. По его лицу прямо во время просмотра было видно, как ему скучно.

Tony Shalhoub, Owen Wilson, and Guido Quaroni in Cars (2006)

Подобное несложно понять — в ленте есть несколько откровенно затянутых моментов, да и в целом продолжительность немногим меньше двух часов кажется немного странной для относительно простого детского мультфильма. Но меня это никогда особо не тревожило, поскольку «Тачки» честно отрабатывали каждую свою сцену, давая изумительную анимацию, не вызывающее безразличие действо и прекрасную музыку. Тут речь идёт и о разнообразном выверенном саундтреке Рэнди Ньюмана, и о крайне удачно подобранных песнях.

Меня всегда захватывало то, как резво и эффектно картина начиналась. Черный экран, монолог главного героя, а потом, вместе с появлением света, начинает играть роскошная Real Gone от Шэрил Кроу. Если спросить меня, какой фильм имеет наиболее удачную песню в начале, то я сразу же упомяну именно «Тачки», а уже потом вспомню о других примерах вроде «На игле». Ничуть не хуже срабатывают Life Is a Highway группы Rascal Flatts и Sh-Boom от The Chords. Эти песни я регулярно вспоминаю в моменты, когда ощущаю те же эмоции, что передавали сцены с ними в самой картине.

Наш главный герой — Молния МакКуин (Оуэн Уилсон), гоночный автомобиль, ставший в свой первый же год на престижнейшей гонке за кубок Поршня одним из трёх главных претендентов на первое место. Заносчивый и крайне самодовольный, он по вине собственной глупости прямо по пути на финальную гонку случайно оказывается в богом забытом городке Радиатор Спрингс. Там он находит лучшего друга в лице ржавого погрузчика Мэтра (Ларри Кейбл Гай), любовный интерес и соратника в вопросе побега от суматошной городской жизни Салли (Бонни Хант) и сурового — а по началу и вовсе непримиримого — наставника Дока Хадсона (Пол Ньюман). Они и прочие жители поселения невольно дают Молнии понять, как пуста была его жизнь и дают почву и повод для её переосмысления.

В основе сюжета нет ничего примечательного, подобное мы видели много раз. Реальная сила картины не в нём, а в самом Радиатор Спрингс, сборной солянке из нескольких мелких полузабытых городков по всему США. Он, как и часть реальных его прототипов, сильно пострадал из-за появления новых трасс, отчего городок потерял востребованность как перевалочный пункт для проезжавших сквозь страну. Это замечательное место с добрейшими и дружелюбнейшими тачками.

Katherine Helmond, Bonnie Hunt, Cheech Marin, Tony Shalhoub, George Carlin, Paul Dooley, Jenifer Lewis, Guido Quaroni, Joe Ranft, Michael Wallis, and Larry the Cable Guy in Cars (2006)

В том числе из-за этого я в своё время любил игру по фильму —  было классно покататься по Радиатор Спрингс и снова встретиться с его жителями. И не важно, идёт ли речь о Филморе, основанном на образе хиппи-метеоролога, которого в 70-ых исполнял его актер озвучания, легендарный комик Джордж Карлин, или владелец магазина шин Луиджи, ставший одной из немногих исключительно положительных ролей Тони Шэлуба («Кровью и потом», «Люди в черном»). Каждый второстепенный персонаж в «Тачках» запоминается и радует. Даже не говорящая пожарная машина Рэд, звуки которой воспроизводил изначальный режиссёр Рэфнт.

Мы сначала оказываемся в мире гонок, где музыка Ньюмана и песни заметно контрастируют. Потом, в Радиатор Спрингс, те чуть ли не переливаются друг в друга. И это тоже очень удачная находка. У «Тачек» изумительное чувство ритма: вот гоночки, вот шуточки, а вот ностальгия под Our Town Джеймса Тэйлора — чуть ли не единственная из чисто драматических песен за авторством Рэнди Ньюмана, что мне действительно нравится. Ты чувствуешь цельность, каждая не относящаяся напрямую к сюжету сцена не только смешит или радует цветами, но и в должной мере раскрывает персонажей и их отношения.

Я много лет не пересматривал первые «Тачки» и был готов разочароваться в них. Как же здорово, что делать последнего не пришлось. Это всё ещё милый, красивый, забавный, добрый, мелодичный мультфильм — большего от него и не видно смысла просить. Идея самого мира живых автомобилей довольно глупая. Но разве это важно, когда всё остальное так хорошо?

9 из 10