Кон-Тики (2012) — Пересмотр! #99 — Перетрение

Когда мне было 15, родители исполнили мою мечту детства – свозили в Леголенд. Кроме Дании, где он и находился, мы тогда посетили Швецию и Норвегию. В последней, среди прочего, мы посетили одно место, которому я тогда не придал особого значения. Однако чем больше я узнавал, тем больше удивлялся, как мне повезло и там оказаться. Это был музей Кон-Тики, посвященный путешествиям и работам Тура Хейердала.

Хейердал наиболее известен своими плаваниями на суднах, которыми пользовались тысячелетия назад, дабы доказать, например, что Полинезия могла заселиться с Южной Америки, а между инками и Древним Египтом мог быть культурный обмен. Мой дедушка в своё время следил за вторым и третьим его плаваньем, на «Ра» и «Ра-II», где медиком был наш с вами соотечественник. Увы, лицезреть сам «Ра-II» с нами он не мог, но сувенир оттуда с его миниатюрной копией его очень порадовал.

Ещё одни интересный экспонат музея, теперь уже напрямую связанный с кино – это премия «Оскар», полученная за документалку про «Кон-Тики», почти полностью состоявшая из кадров, снятых во время самой экспедиции 1947 года непосредственно её участниками. А в том же году, когда я посетил музей, выходила уже художественная лента про это путешествие. До нас она добралась только в следующем году, и спустя ещё какой-то (скорее всего, небольшой) промежуток времени я её посмотрел.

И был очень приятно удивлен. Норвежский кинематограф как-то не славится на весь мир, так что чего-то особенного ждать не приходилось. В итоге я лицезрел немного камерную, но с размахом сделанную историю о дерзком эксперименте скандинавских блондинов в южных морях, поплывших во имя воспринимавшейся тогда как безумие теории. Тут вам и приключения, и сила веры в факты, и мощь дружбы людей, объединенных одной целью.

Это один из тех фильмов, который дал мне понять, что жемчужина киноискусства может быть спрятана где угодно. Даже если это скандинавский фильм о экспедиции, в музей которой ты попал, сам того не планируя. Когда я услышал, что за пятых «Пиратов Карибского моря» взялись именно что режиссёры «Кон-Тики» Хоаким Роннинг и Эспен Сандберг, то прямо загорелся энтузиазмом. И это учитывая, что самих «Пиратов» я не то чтобы когда-то особо любил. Настолько мне было интересно, на что ещё эти ребята способны.

Перед повторным просмотром я решил заодно глянуть и документалку — и она оказалась на редкость милой и доброй. Закадровый текст читает сам Хейердал, и он очень душевно упоминает о попугайчике, сопровождавших их в пути и прочих мелочах. Картине 68 лет, а смотрится на удивление легко и без проблем.

Во время пересмотра я столкнулся с любопытной проблемой. На диске была русская и английская дорожка, без субтитров. Ладно, решил, попробую второе — всё-таки фильм снимался с расчетом на экспорт, на норвежском и английском сразу. Но в этом и проблема: в английской версии говорят оригинальные актеры, и если Пол Сверре Валхейм Хаген («Тайна 7 сестёр») в роли протагониста говорит ещё более-менее, то исполнявшая его жену Агнес Киттелсен своим акцентом все равно что наждачкой уши терла. Вероятно, у остальных актеров с этим лучше. Но, боясь ещё с таким столкнуться, я пошел искать субтитры на сторонних ресурсах. Не найдя оных нигде, решил всё же переключиться на наш дубляж, который вполне себе хорош.

Увы, повторный просмотр немного сбавил мой пыл. Это все ещё крайне интересная постановка, но у неё внезапно обнаружились «детские» болезни. Например, создатели тратят уж слишком много времени на создание параллели между флэшбеком Тура и тем, что будет в конце. Ещё на середине этого долгого статичного кадра ты понимаешь, что в конце будет такой же, и это будет так же долго. Ленивый приём, но на нём спотыкаются и великие — даже Спилберг в «Шпионском мосту».

Из более специфичного авторы перебарщивают с цветокоррекцией, делая сцены в холодном климате тупо синими. Словно они использовали готовые фильтры из инстаграма. Но это ничто по сравнению с боязнью оставить нас без конфликта.

Вторым членом экипажа Кон-Тики был Герман Ватцингер, инженер. На корабле он занимался гидрогеографическими измерениями и метеорологическими наблюдениями. С Туром он познакомился в Нью-Йорке, где он был в командировке, закупая для фирмы запчасти к холодильной технике. В фильме же его понизили до продавца холодильников, а вместо мужика с волевым подбородком на его роль взяли Андерса Босмо Кристиансена («Арн: Королевство в конце пути»), подозрительно похожего на толстого соведущего в шоу Конана.

Почти весь фильм он действует в оппозицию команде, и зачастую эти причины придуманы кинематографистами. В частности, от нас тупо скрывают тот факт, что на самом деле бревнам ничего не угрожало из-за обилия смолы в них, и заставляют этого героя напоминать нам об опасности, которой особо и не было. Конечно, можно попугать, мол, а вдруг веревки не выдержат. Но тут нас водят за нос, что не очень приятно.

Проблема не в том, что авторы смешивают реальность с выдумкой — это художественное произведение, могут себе позволить. В конце концов, не имею ничего против их версии произошедшего с попугаем: как минимум получилась эффектная сцена. Проблема в том, что они перевирают человека, делая его неоправданно неприятным. Лишь под конец создатели пытаются его исправить, давая ему решение на кульминацию финала. Которое и выглядит высосанным из пальца, и по большей части было выдумано авторами.

Хоть я и расписал эту проблему подробно, но на самом деле она не так страшна. Просто я бы хотел знать эти детали перед просмотром, чтобы лучше ориентироваться в происходящем. Оттого решил их вам рассказать. Почему? Потому что я и сейчас крайне рекомендую посмотреть фильм.

Он прекрасно поставлен, натуралистично выглядит, музыка прекрасно перекликается с происходящим, пронося через весь хронометраж простенькую, но очень приятную и эффектную мелодию на пианино. Даже компьютерная графика относительно неплоха. «Кон-Тики» 2012 года замечательно передаёт ту динамику, что чувствуется и в документальной ленте. Только в первой она сильнее. Ты действительно переживаешь за 6 ушлых норвегов и ехидного шведа, бросивших вызов современному обществу и поплывших на плоту как люди, в теории ставшие для туземцев Полинезии прообразом бога Тики полторы тысячи лет назад.

В том числе это заслуга актеров, отважно носивших бороды во время съемок. Один из них, Якоб Офтебро (оригинальный «Мост»), лицом порой вылитый Джозеф Гордон-Левитт, что меня не раз сбивало. А ещё одного из них играет Густаф Скарсгард (сериал «Викинг»), сын Стеллана. Именно ему досталась роль шведа Бенгта Даниельссона, самого интересного члена команды из тех, кого нельзя назвать главным героем.

Часть сцен фильма — попросту экранизация рассказов Тура из документалки, забавные и увлекательные случае, где обстоятельства перемешиваются со смекалкой жителей плота. Это лучшие сцены ленты, ради них и стоит смотреть «Кон-Тики».

Как бы я не придирался к мелочам, а сама история Тура показана как минимум впечатляюще. Отдельное спасибо авторам, что они все же оставили для него не чистый хэппи-энд, но с горечью, что была и в реальности. В документальном «Кон-Тики» Хейердал заканчивает повествование тем, что сам вояж не является доказательством его теории, но показывает, что подобное путешествие возможно. Роннинг и Сандберг копают глубже, обращаясь к более личным мотивам Тура. Они демонстрируют, что это приключение для него значило куда больше, нежели он сам нам сказал выше.

Повторить судьбу предшественника художественному «Кон-Тики» не удалось — он попал в список номинантов на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, но проиграл «Любви» Михаэля Ханеке. Однако сам факт, что преимущественно развлекательная лента вообще попала в шорт-лист — уже какое-никакое, а достижение.

8 из 10

P.S. В США «Кон-Тики» собрал чуть больше полтора миллионов долларов, а в России — почти два. Люблю такие факты.