Корпорация монстров (2001) — Пересмотр! #88 — Перетрение

«Корпорация монстров», скорей всего, была первой лентой Pixar, что мне довелось увидеть. Как минимум, это единственное их произведение, что я помню, как смотрел на кассете. Причём вместе с прекрасной короткометражкой «О птицах», которая была ничуть не хуже основной части пленки. Перед просмотром меня заставили съесть дольку чеснока. Подобное происходило раз в полгода, и я всегда этому яро противился, но лишь этот раз его употребления мне запомнился. Впоследствии просмотренный мультфильм оказался более чем приятной наградой за… скажем так, доставленные неудобства во благо здоровья.

Именно с «Корпорации» для меня начинается «настоящий» Pixar – тот, что я знаю и люблю. С необычными персонажами, божественной прорисовкой и, что самое главное, ярким почерком режиссёров. До этого безоговорочно звездой среди рассказчиков студии был Джон Лассетер. Но производство росло, и новые проекты стали заботой новых режиссёров. Первым, кто выдал на общественный суд свое творение, стал Пит Доктер, мой любимый автор из всех мастеров компании.

На самом деле, не только он: в со-режиссёрах оказался уже знакомый по предыдущей ленте Pixar Ли Анкрич и Дэвид Сильверман, постановщик многих ранних серий «Симпсонов». Последний позже уйдёт из студии, чтобы режиссировать «Симпсонов в кино», отчего «Корпорация монстров» так и останется его единственным трехмерным творением.

Вопроса об успехе картины не стоит. При бюджете в 115 миллионов долларов кино и во время оригинального релиза заработало более полмиллиарда, а вкупе с 3D-релизом 2012 года его сборы стали равны 577 миллионам. Другой трехмерный мультфильм 2001 года о монстре – «Шрек» – не обогнал собрата по сборам, хоть итоговая разница вышла не сильно большая. Но если учесть, что последний был вдвое дешевле, то ещё вопрос, кто принёс больше денег.

А кто их точно потерял, так это Disney – «Корпорация» была для своего времени самым дорогим трехмерным мультфильмом, но вышедшая в том же году «Атлантида: Затерянный мир» обошлась на пять миллионов дороже, но денег принесла втрое меньше. Пожалуй, именно 2001 год стал для анимации Disney поворотным – основное подразделение с каждым новым проектом становилось всё менее успешным в глазах публики, а Pixar наоборот, только рос.

Я в детстве никогда не боялся монстров под кроватью или в шкафах. Видимо, такая шутка не была распространена в наших краях. Да и такой роскоши, как отдельное помещение под чулан, ни у кого, кого я знал, не было. Но значит ли это, что я не смог проникнуться идеей мира монстров, которые ходят к нам как на работу? Конечно нет, ещё как смог. По большей части их мироустройство крайне похоже на наше. Разве что больше, чем переулок города Монстрополис нам для более яркого сравнения не покажут из-за ограниченности технологий на то время. Но и по тем улочкам и помещениям, что мы видим, сомнений, что монстры по сути такие же люди, как и мы, не остается.

Единственная существенная разница – это их способ добывать электроэнергию. Для этого у них есть отдельное предприятие, в честь которого лента и названа, двери, служащие порталами в различные уголки нашей планеты, и профессия страшил.

Эта особенность является ключом к пониманию всей идеи картины. В то время, как дети становятся менее пугливы, над Монстрополисом надвигается угроза энергетического кризиса. Впрочем, решается она весьма просто. Достаточно посмотреть на вещи под другим углом и отбросить стереотипы. Мораль простая и очевидная, но превосходно поданная, отчего не коробит глаз ни в детстве, ни сейчас. Более того: у меня есть чувство, что в какой-то степени она действительно повлияла на меня.

Разумеется, всё это ничего не стоит, если бы главной движущей силой картины не были персонажи. Милый в быту и пугающий на работе Джеймс Пи «Салли» Салливан (Джон Гудмен) и его друг/сожитель с вечным шилом в заднице Майк Вазовски (Билли Кристал) – одни из лучших протагонистов, что есть у Pixar, к тому же с идеально подобранными актерами озвучания. Легкая наивность и расторопность первого прекрасно сочетается с целеустремленностью и болтливостью второго. Подобные дуэты – фишка Пита Доктера, что заметно по его последовавшим картинам, «Вверх» и «Головоломка».

Billy Crystal and John Goodman in Monsters, Inc. (2001)

Как Райли стала и яблоком раздора, и ключом к пониманию друг друга у Радости и Печали в последней ленте Доктера, так и человеческая малышка Бу сыграла эту роль между Салли и Майком. Однако разница в том, что Бу скорее олицетворяет бессмысленность страха людей перед устоями, в которых нет смысла. Это можно интерпретировать как угодно. От важности принятия вещей такими, какие они на самом деле, до пропаганды против религии – всё зависит от вашей испорченности. Вот она, сила искусства.

Со злодеем ситуация вышла интересной. Моды на «секретных» антагонистов в Disney тогда ещё не появилось, поэтому поворот в конце был свеж и любопытен. Плюс сам персонаж далеко не самый плохой и воспринимается адекватно как до, так и после его раскрытия. Ещё здорово помогает хамелеоноподобный Рэндалл (Стив Бушеми), изначально ставящийся противником Салли и Майку. При этом забавно, что когда дело доходит до основного конфликта, его главные герои не так уж волнуют. Он даже не рассматривает их как существенную преграду.

Если в чём-то и можно поругать ленту, так это в небольшом злоупотреблении гэгами. «Корпорация монстров» нашпигована моментами вплотную, но при этом не рассыпается на кусочки. Чувствуется, что один из авторов собаку съел в вопросе укладки максимума материала в ограниченный хронометраж, сохраняя при этом всю силу истории.

Так как вечно основной историей питать зрителя не получится, нас отвлекают, особенно в начале, случайными зарисовками из жизни монстров. Вот желейный чудик в канализацию провалится или мойщиком полов окажется слизень. По отдельности эти моменты забавны, но не имеют никакого смысла в рамках сеттинга. Своей абсурдностью они не только развлекают, но и отвлекают. Проходит какое-то время, прежде чем ты уймешь вопрос «какой в этом вообще смысл» и продолжишь смотреть.

Так как мы всё ещё в эпохе ранних лент Pixar, то композитором тут вновь оказался Рэнди Ньюман. Песня у него всегда одна и к тому же только на титрах, так что претензий у меня к ней нет. Хотя за что ей Оскар давать, мне непонятно, даже в «Приключениях Флика» та была лучше. В плане остального музыкального сопровождения он порадовал больше обычного – темы рутинной работы в начале или отношений Салли и Бу вышли на редкость приятными и отличающимися от его обычных мелодий, они отлично слушаются и вне ленты. Главная тема на начальных титрах тоже не оплошала, пусть её мотивов во время основного хронометража, как ни странно, почти и нет.

«Корпорация монстров» проиграла Оскар «Шреку», однако спустя 17 лет стало очевидно, насколько это глупо. Тогда как победитель визуально устарел, а сюжетно ему уже сказать нечего, «Монстры» и сейчас увлекают от начала до конца. Проработанный внешне, душевный и забавный Салли стал олицетворением своего фильма – он воспринимается как детская игрушка, которую ты и в взрослом возрасте будешь рад обнять перед сном.

9 из 10