Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца (2006) — Пересмотр! #66 — Перетрение

Практика снимать два фильма одновременно не слишком часта, и потому всегда привлекает к себе внимание. После заставшего врасплох успеха с «Пиратами Карибского моря: Проклятьем Черной жемчужины» в Disney, явно вдохновившись успехом продолжений «Матрицы», решили сделать то же самое. Про третью часть, «На краю света», мы уже говорили. Так что пришла пора пересмотреть хоть теперь и не самый дорогой фильм на свете, но всё ещё стоивший внушительные 225 миллионов «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца».

С первой части прошло не так уж много времени, но протекло 13 лет с тех пор, как Джек Воробей (Джонни Депп) стал капитаном на «Чёрной Жемчужине». В связи с этим по его душу приплыл «Летучий Голландец» во главе с Дэйви Джонсом (Билл Найи), дабы забрать у него долг и сделать Джека своим матросом на 100 лет. Нашего героя такой расклад не устраивает, и он начинает охоту за сердцем Джонса. Оно спрятано в сундуке, ключ от него находится где-то ещё. А в начале фильма всё, что у Джека есть – это рисунок ключа.

Как видно, сюжет вторых «Пиратов…» – не следствие из первой части, а скорее надстройка. Если «Проклятие Черной жемчужины» было более сосредоточено на чистом пиратском веселье, а главной магической силой было проклятое золото, то теперь мы имеем дело с куда более массивными конструкциями. Единственное реальное следствие из первой части тут в том, что в конфликт Воробья и Джонса невольно вмешиваются Уилл Тернер (Орландо Блум) и Элизабет Суон (Кира Найтли). Казалось, что этих двоих после пережитого ждёт лишь хэппи-енд. Но Уиллу приходится пойти на сделку с британским правительством, лишь бы его невесту не казнили за пособничество пирату. А впоследствии и она идёт за ним, ибо доверять бриташкам никак нельзя.

Как и с третьей частью, повествование тут сумбурно, особенно в начале. Но далеко не так сильно – проследить, что с чем связано, гораздо проще. Теперь центром повествования полноценно стал капитан Джек Воробей, и именно во второй части с его героем происходят наибольшие метаморфозы. Не то чтобы они были значительны – иначе это бы разрушило полюбившийся образ. Но достаточные, чтобы оправдать его порой очень нелицеприятные действия.

Да и новый антагонист не подкачал. Биллу Найи удается совмещать в своем герое страшную угрозу и небольшую комичность, что делает образ вполне живым и привлекательным. Компьютерная графика, придавшая ему осьминогоподобный вид, великолепна. Когда её впервые увидел Гор Вербински, режиссёр фильма, он сказал мастерам спецэффектов из Industrial Light & Magic готовить благодарственную речь. И он был прав, ведь фильм получил «Оскар» за спецэффекты.

Но и остальные члены его команды – смесь из людей, водных существ и прочих морских атрибутов – не подкачали. Причем это победа как работников компьютерного цеха, так и художников, в чьи концепты они вдохнули жизнь. И я ещё не говорил о кракене. Нигде вы не увидите настолько правдоподобный захват корабля огромными щупальцами, чем здесь.

Причём действо не ограничено кораблями, тут вам и битвы на шпагах, и погоня по джунглям. Знаю, многие любят больше всего именно первую часть, но во второй элементарно больше всего. Широкая публика проголосовала рублём – с одним миллиардом и 66 миллионами долларов «Сундук мертвеца» так и остался самой кассовой частью франшизы. И это ведь 2006 год, когда получить миллиард всё ещё казалось чем-то из ряда вон выходящим.

Немного расстраивает излишне открытая концовка, из-за которой не получается полноценно удовлетворится лентой как полноценным произведением, но даже это обставлено вполне грамотно. Герой Джека Девенпорта, британский вояка в отставке, вполне мог быть лишь как завязка к сиквелу, но ему дают немало хронометража и действия, чтобы он был достаточно естественен в истории только «Сундука мертвеца». В этом плане, кстати, слабее всех прописан персонаж Киры Найтли, но тут сама актриса сверкает и в хорошем смысле дурачится так ловко, что особо и жаловаться не хочется.

Можно ругаться, мол, «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» – это уже чисто ширпотреб. Но это чертовски качественный ширпотреб. Пусть сценарий неловкий и недостаточно развитый, зато со стороны исполнителей, художников и технических мастеров получилась потрясающая работа. Визуально проработанная и наиболее смешная во всей франшизе, вторая часть «Пиратов…» заслуживает всяческих похвал. Даже если они обращены скорее к её отдельным частям, чем к произведению в целом.

8 из 10