Рапунцель: Запутанная история — Пересмотр! #56 — Перетрение

Пятидесятый фильм анимационной студии Диснея. Звучит серьезно. Если бы он стал провалом, как некоторые из их лент до того, то страшно представить, что стало бы со студией сейчас. Но, слава богу, «Рапунцель: Запутанная история» хорошо прошла в прокате и обзавелась немалым числом поклонников. Именно с неё, грубо говоря, началось что-то вроде нового ренессанса для диснеевцев. Факт, что теперь в главе и этой студии и Pixar одни и те же люди, стал ощущаться в полной мере.

Популярен спор, какой из мультфильмов – «Рапунцель» или «Холодное сердце» – лучше. Сравнение отчасти напрашивается само собой: оба мультфильма трехмерные, про принцесс, от одной студии и вышли в прокат с разницей лишь в три года. Ностальгирующий Критик даже сделал довольно подробное видео на эту тему.

Все, кого я спрашивал из смотревших оба мультфильма, ответили мне, что «Запутанная история» им больше по душе. Меня, фаната «Сердца», такое положение вещей ставило в тупик. Если посмотреть на степень успеха обоих лент, то разница серьезная.  Очевидно, что нечто, ныне называемое «хайпом», вокруг моего фаворита было гораздо больше. При заметно меньшем бюджете он собрал вдвое большую кассу, став самым кассовым мультфильмом в истории.

Немалую роль в разнице достижений играют и условия, в которых ленты выходили. «Рапунцель» была адом на стадии разработки, на неё ушло 6 лет и 260 миллионов долларов. За два года до премьеры предыдущих режиссеров сменили на Байрона Ховарда и Нэйтана Грэно, добившихся относительного успеха как режиссёр и директор раскадровки на «Вольте» – первом фильме анимационной студии Диснея, в разработке которого непосредственно участвовали люди из Pixar. Можно назвать достижением, что получившийся в итоге карточный домик не рухнул.

Не поймите превратно, мне нравится «Рапунцель». В ней грамотно прописаны персонажи, из которых особо выделяется маниакальный конь королевской гвардии Максимус – такого колоритного и необычного второстепенного героя до сих пор нигде не встретишь. Анимация сочная, постановка отдельных сцен завораживает. Сама идея, что фильм не только о Рапунцель, но и о случайно встретившем её пройдохе Флинне (если верить режиссерам, поэтому фильм в оригинале и называется Tangled – без упоминания имен), действительно работает.

Но нельзя не признать, что лента довольно неровная. Сие чувствуется с самого начала – мол, поглядите, какие мы крутые и прошаренные, даем предыстории закадровый комментарий Флинна. Не то чтобы это не работало – в рамках его же закадра в конце мы видим эволюцию героя и это помогает общему восприятию. Но в деталях подобный подход проседает. Отдельные моменты, в том числе когда юная Рапунцель понимает шокирующую правду о самой себе, так и вовсе ощущаются по меньшей мере неловко.

Больше всего разочаровывают песни. Они не плохи, но, по большей части, слабы и вплетены в повествование абы как. Единственный раз, когда песня была в самый раз – это вторая реприза When Will My Life Begin. Вот тут всё работает – вокал Мэнди Мур, музыка Алана Менкена и лирика Глена Слэйтера дают нам прочувствовать весь страх и предвкушение главной героини, наконец решившейся покинуть башню, где она безвылазно прожила всю свою сознательную жизнь. На фоне такой мощной работы остальные песни просто меркнут, даже являясь как минимум неплохими.

Сценарию картины удается быть одновременно и верной классическим корням сказки, и давать более современный взгляд на них. В отличие от какого-нибудь «Шрека», здесь подобное взаимодействие работает гораздо лучше хотя бы потому, что ты прежде всего видишь историю с сильными и интересными героями, а уже потом обращаешь внимание на отсылки и прочее. Вот ещё бы лента не заканчивалась кадром с полуголым, косящим под Купидона стариком, и было бы совсем замечательно. А я ведь ещё на концовку «Мулан» жаловался…

Так что да – «Рапунцель: Запутанная история» порой проседает, зато обладает крепким сердцем. Увлекательно, смешно и красиво. И неважно, лучше оно или хуже чего-то ещё.

8 из 10