Пересмотр! #17 — Ледниковый период (2002) — Перетрение

В детстве я редко ходил в кинотеатр, и потому неплохо помню каждый свой новый поход в зал с гигантским экраном. Впервые в жизни я там оказался вместе со своей группой из детского сада в 2002-ом году, за несколько месяцев до начала обучения в школе. Мы пошли в только-только отреставрированной кинотеатр «Космос», который мог похвастаться своей звуковой системой Dolby Surround 5.1. Кому же выпала честь стать первым фильмом, что я увижу в кинотеатре? Да, это был именно что «Ледниковый период» – первый опыт Blue Sky Studios на поле создания полнометражных мультфильмов.

Люди, стоящие за студией – настоящие ветераны своего дела. Её соучредитель Крис Уэдж работал в своё время ещё над «Троном» 1982 года. В 1990 он встретил Карлоса Салдану, которого пригласил художником в не так давно открывшуюся Blue Sky. А в 1999, когда вышел «Бойцовский Клуб», где был нарисованный этой студией пингвин, Уэдж получил «Оскар» за короткометражку «Банни». На тот момент из студий, занимавшихся трехмерной анимацией, подобное достижение было только у Pixar. Так что неудивительно, что три года спустя появилась уже полнометражная работа студии, за рулём которой был именно что Уэдж. Хоть и не один, но уже с давним партнером Салданой.

Нельзя не заметить, что за 14 лет графика несколько устарела. Идеальной иллюстрацией этого служит финальная сцена, где на песчаном пляже песка нет, а только трескающийся как камень светло-коричневый пластик. Да и то, как тогда делали снег, кардинально отличается от нынешних методов крупных студий.

Тем не менее, «Ледниковый период» с визуальной точки зрения примечателен тем, что все в нем придерживается определенного стиля, что серьезно помогает в общем восприятии. Скажем, если в «Хорошем динозавре» люди жаловались, будто мультяшные персонажи в таком фотореалистичном окружении выглядят уж больно странно, то здесь такой проблемы нет. Стоит только приглядеться к формам и линиям на камнях или же тому, как именно идет излом в начале и конце фильма, то нетрудно представить, как это выглядело на ранних эскизах раскадровки. Плюс сами главные герои на этих раскадровках смотрелись бы уместно, так что за художественную целостность фильму однозначно плюс.

Про вступление с саблезубой белкой Скрэтом (которую, кстати, озвучивает режиссер Уэдж) я говорить ничего не буду – она в своем роде уже стала классикой. А вот когда дошло дело до говорящих зверей, в том числе гигантского ленивца Сида, то нас встречают очень неприятной мелочью, а именно тем, как Сид пытается стряхнуть экскременты, в которые случайно наступил. Мало того, что эта шутка мерзка сама по себе, так ещё и затянута, мы даже видим, как коричневые маленькие кругляшки трехмерной анимации летят в глаз носорогу. Как ни странно, но это вообще единственная подобная шутка в фильме и мне искренне непонятно, как она тут сохранилась.

В фильме не так уж много сюжетного повествования, нам лишь объясняют, почему нелегкая свела в одну компанию мамонта Мэнни, ленивца и саблезубого тигра Диего в одну стаю и как в стечении обстоятельств – в основном из-за человеческого младенца, которого Сид хочет вернуть людям – они становятся друзьями, хотя и не думали о подобном в начале. Картину легко разделить на сцены в своем сознании, и, вспоминая её, ты прежде вылавливаешь в памяти отдельные моменты, а не цельную картину. Можно даже поэкспериментировать и попробовать напрячь память – что вспомнится раньше: сцена с похищением арбуза или побег от разбушевавшегося вулкана? Но, как ни странно, это даже играет фильму на пользу: он запоминается как фильм-приключение, как фильмы о Индиане Джонсе (если считаете, что я перегнул палку – напишите об этом в комментариях). Когда его вновь показывают по телевизору, то в него тут же вливаешься. В целом фильм не надоедает с каждым новым пересмотром. Если, конечно, они не происходят слишком часто.

И, что меня всегда удивляло, сравнивая оригинальный «Ледниковый период» с его сиквелами, так это то, что он заметно от них отличается. Лучше всего это видно по тому, что только в этой части есть люди. Причем скорее доисторические люди, но уже с племенным строем и прирученными волками, что по идее заметно приближает действо фильма к нашему времени. А так как мы понимаем речь животных, то не понимаем людей, и это отличная находка, заметно добавляющая веса мультфильму как не просто безделушке с говорящими животными.

Также тут есть пара очень толковых драматических сцен, вроде тех, где умирающая мать передаёт младенца, с надеждой смотря в глаза мамонту, или когда ребенка уже встречает сородичей в конце. Ко всему этому тут ещё здорово вплетена предыстория Мэнни, в которой легко понять, почему в начале картины он такой грубый и не идет вместе с остальными зверьми на юг.

Очень хорошо подчеркивает происходящее музыка Дэвида Ньюмана (кстати, брат Томаса, одного из лучших кинокомпозиторов нашего времени), а монтаж с путешествием в середине под Ruster Root – Send Me on My Way уже настолько залип в памяти, что становится просто невозможно воспринимать песню отдельно от фильма.

А ещё я всегда любил доисторических зверей. То есть я вообще зверей люблю, но вот вымершие экземпляры зачастую вызывают особый интерес. Полагаю, это тоже повлияло на восприятие фильма.

Пересматривал

Настолько люблю пересматривать, что целую рубрику об этом веду. Интроверт, поп-культурный наркоман. Куплен Диснеем на не самых выгодных условиях.

Пересмотр! #17 — Ледниковый период (2002)
Устарелость графики8
Единство художественного стиля8
Количество шуток про какашки1
Круто
  • Сильная предыстория Мэнни
  • Немые люди
  • Хороший комедийный ритм
Отстой
  • Не слишком хорошо сохранился
  • Несколько тупых шуток
  • Белки могло быть и поменьше
8Оценка