Сегодня в нашей непостоянной рубрике мы хотели бы обсудить современные экшен-фильмы. Куда делось относительно приземленное действо из 90-ых? Как супергерои умудрились стать самым популярным и прибыльным жанром в современной мировой киноиндустрии? Почему в последнее время все меньше достойных боевиков про обычных людей, а предпочтение в фильмах с акцентом на действие отдается фантастическим и фэнтезийным элементам? Как лучше: то, что было с экшен-жанром раньше или что с ним стало сейчас? И что с ним будет в будущем?
Евгений Соболевский, приглашенный гость
Одной из главных причин исчезновения популярности у такого поджанра боевиков, как «крутой мужик/группа крутых мужиков спасают заложников/свою семью/государство, отпуская на ходу каламбуры и прочие уанлайнеры» я считаю появление компьютерных спецэффектов. Несмотря на мою ностальгическую любовь к этим боевиках, я прекрасно помню, что гораздо больше 10-летнего меня впечатлял какой-нибудь глупый фантастический фильм с масштабными спецэффектами, где уже вовсю внедрялась компьютерная графика («День независимости» или «Годзилла»). И только на моей гигантской любви к таким иконам, как Шварценеггеру, Сталлоне, Ван Дамму, Кейджу или даже Сигалу поддерживался мой интерес к классическому понятию боевика. Естественно, частицу обожания я отдавал фильмам Майкла Бэя и Джона Ву. Но появление компьютерных спецэффектов позволило многим режиссёрам воплотить на экране свои масштабные планы по разрушению городов, планет и реальности.
И когда в конце 90-х — начале 2000-х передо мной появлялись невиданные фантастические образы, созданные на компьютере, на тот момент выглядевшие вполне себе реалистично и круто («Люди в чёрном», «Матрица», «Человек-паук», «Скрытая угроза»), меня уже было сложно вернуть в привычную реальность классических боевиков. Да и они не старались меня удивить. В начале нового столетия Сталлоне со Шварценеггером тихонько слились, Ван Дамм и Сигал почти полностью перешли на видео, Майкл Бэй сам вдарился в покорение CG-вершин, а им на смену пришли всякие глупости вроде «Ромео должен умереть» и «Сквозных ран». Но всё это никому, как и мне, уже не было так интересно. Потому что в это время для юных зрителей крутость фильма определялась количеством компьютерной графики в нём. И каждый режиссёр хотел попробовать это новое и намного более доступное, чем в 90-е, чудо кинематографа.
И вместе с ними, потеряв почти всякий интерес к классическому боевику, в тонны компьютерной графики нырнул и зритель. Сразу же повылазили с полок проекты, сделать которые без новых технологий раньше считалось невозможным («Властелин колец») и одними приземлёнными драками, перестрелками и погонями завлечь зрителя стало намного сложнее. Все сразу захотели увидеть на экране киноверсии своих любимых комиксов, фэнтезийных саг, компьютерных игр. И, естественно, места для обычных боевиков не осталось.
Но на самом деле, что касается последних лет десяти, то отличные боевики про героев-одиночек никуда не пропали и всё ещё снимаются, просто каждый из них приходится делать с огромной изобретательностью, чтобы конкурировать с экранизациями комиксов и прочими Трансформерами. Из последних десяти лет сразу приходят на ум фильмы о Борне, «Миссия невыполнима 3», «Рейд 2», «Соучастник», «Заложница», тот же Бонд, хотя это считай отдельный жанр. Другое дело, что такие более традиционные (но не менее классные) фильмы как «Джек Ричер» проваливаются в прокате. А отличный последний фильм Майкла Бэя «13 часов: Тайные солдаты Бенгази» все стараются попинать, хотя в 90-х все бы его расхваливали, как его же «Скалу». А если спуститься ближе ко дну и посмотреть на кучу боевиков со Стэйтэмом и Скалой Джонсоном, так они и вовсе как из 90-х и пользуются успехом у любителей цитат в «ВКонтакте».
Я думаю, что жанр боевика никуда не исчезнет, а будет только развиваться. Как только мы думаем, что придумать изобретательный шпионский боевик уже не получится — появляется «Превосходство Борна»; как только думаем, что фильмы с боевыми искусствами себя исчерпали — появляется «Рейд». Другое дело, что сейчас им приходится сражаться в нелёгком прокатном бою с тонной экранизаций комиксов. Но сражаются они уже давно и всё ещё регулярно продолжают выходить, а иногда и побеждать («Форсаж 7»). Судя по тому, что в этом году у нас аж три вторых части боевиков («Механик: Воскрешение», «Джек Ричер 2: Никогда не возвращайся», «Джон Уик 2»), то жанр умирать не собирается, а может воспрянет духом и надаёт всем, кому уже давно пора надавать.
Дмитрий Родимов
В моем случае все просто – я не фанат экшн-фильмов вообще и боевиков в частности. Ну не могу я пачками смотреть это однообразное, как правило безыдейное зрелище. А в случае боевиков последних лет десяти – еще и пресное.
Конечно, исключения везде есть. В последние годы ситуация идет на поправку, «Безумный Макс: Дорога Ярости», «Джон Уик», «Рейд», «Дредд» и «Сквозь снег» тому подтверждение. Но когда на каждый такой фильм выходят очередные «Неудержимые» или «Мачете» — плакать хочется. Преимущественно от скуки.
То же самое касается и боевиков с ушедшими в тираж звездами прошлого, типа Траволты, Сигала или, боже упаси, Эдварда Ферлонга. Это такое позорище, что его даже веселья ради не посмотреть.
Одна отрада – южнокорейский кинематограф. Вот уж где делают фильмы не только с качественными боями, но и интересным сюжетом. Конечно, и там не без греха – многие из них имеют исторический подтекст и повествуют о различных периодах развития страны, о которых я черта с два что знаю. Да и порой похожих актеров (никакого расизма, это просто проблема гримеров и костюмеров) различать достаточно трудно. Но даже не смотря на это, данные образцы жанра на голову выше 95% выходящих фильмов («Человек из ниоткуда» или «Мой путь»).
P.S. И это я еще супергеройские фильмы не пинал. Именно фильмы. С сериалами в этом плане как раз все хорошо.
Никита Тришин
У меня нет ностальгии по 90-ым, я не помню себя в то время. Поэтому, наверное, я равнодушен к боевикам, что так упорно распространялись в те времена по видеосалонам в сомнительных одноголосных переводах. Я не видел полностью ни одного фильма, где главной звездой был бы Стивен Сигал, Жан-Клод Ван Дамм, Чак Норрис или ещё кто из этой шайки. Но боевики в целом я люблю. Погони, драки, перестрелки – не представляю, как к этому можно быть равнодушным.
А ещё больше я люблю супергероев. Все эти дурацкие костюмы, символизирующие летучую мышь и американский флаг – да, давайте ещё, да заверните на дорожку. И потому я на самом деле несказанно рад нынешнему всплеску супергеройских фильмов. Но при этом я упорно не понимаю, почему люди выводят супергероику в отдельный жанр – ребят, это всё те же боевики. Но хотя бы в отличие он боевиков эпохи 90-ых нам хотя бы объясняют сверхвыносливость героев, в то время как там всё держится скорее на крутости и харизматичности актеров.
Конечно, немного грустно осознавать, что сейчас уже сложно увидеть новую «Скалу» или «Крепкого Орешка», а если такие и выходят («Штурм белого дома»), то проваливаются. Но, как отметил Евгений, на самом деле относительно реалистичные боевики сейчас живы и развиваются, что только радует. Я без понятия, как оно всё будет идти в будущем, но я в предвкушении. Пусть комиксы потерпят крах или ещё что произойдет – лишь бы развитие было, а большего и не надо.
Сергей Август
В моём понимании проблема заключается в том, что изменился подход к наивности. Серьёзный боевик с относительно реалистичным отношением к действию – это почти что не существующий жанр. Хотелось бы нам смотреть кинокартину, где главного героя убивают с одного удара по лицу? Хотелось бы нам смотреть кинокартину, где главный герой не может в одиночку справиться с толпами врагов и вынужден прибегать к помощи десятков квалифицированных специалистов? Раньше наивность не надо было оправдывать. Мы, не избалованные Доктором Интернетом, не стремились найти несоответствия в каждом кадре, не стремились выискивать многочисленные киногрехи и не делали рука-лицо каждый раз, когда голова главного героя оказывалась чугунной. Но вот проблема – мы стали привередами, а кина без наивных допущений, к сожалению, не сделаешь. Как решить проблему? Сделать всех нелюдьми. Может мы больше не верим, что человек в майке борцовке с босыми ногами может вытерпеть несколько серьёзных ударов под дых, зато без проблем можем поверить в то, что Существо В Плаще И Маске С Мутировавшими Генами может спокойно перенести пару ядерных взрывов. И эти же люди будут утверждать, что они не любят мультики.
Но, хей, пока пару раз в год выходят всякие «Напроломы» и «Штурмы Белого Дома», не всё потеряно.