«Карапузы» стали первым полнометражным фильмом не только по «Ох уж этим деткам», но и среди всей продукции канала Nickelodeon. Это был большой риск, который более чем оправдал ожидания. При бюджете в 24 миллиона долларов по миру он собрал все 140. Но вопрос окупаемости куда больше зависел от успешного и идущего в эфире 7 лет мультсериала и задействованных знаменитостей, нежели от качества ленты.
Проект имеет очень интересную особенность – у него самые высокие сборы для фильма, срежиссированного русским, обгоняющие даже высокобюджетного «Седьмого сына» Сергея Бодрова. Правда, сам советский мультипликатор Игорь Ковалёв, ставший режиссёром вместе с Нортоном Верджейном, был далеко не в восторге от получившегося. Он жаловался на давление со стороны студии и не скрывает, что в целом не горит энтузиазмом по отношению к чисто коммерческим проектам Klasky Scupo.
Я же, в свою очередь, обожаю эти проекты. Когда, около 2003 года, у нас появилось кабельное телевидение, мне было дело только до одного канала – Nikelodeon. А тогда примерно половина сетки канала была заполнена сериалами этой студии. «Ох уж эти детки» не был любимым шоу, но там находились действительно сильные серии. Будь то про кошмары отца Анджелики или творческий кризис папы Томми. Последняя так и вовсе в своё время очень сильно срезонировала со мной по абсолютно не ясным в то время причинам.
Не знаю почему, но на русской версии канала Nickelodeon практически никогда полнометражки не то что не показывались, даже не упоминались. Узнать о них я смог только через интернет. Хотя позже что-то попадалось на каналах ТНТ и СТС, где, как ни странно, у одной и той же ленты мог быть разный дубляж. В рамках знакомства с целым новым миром полнометражек я в первую очередь посмотрел именно что оригинальных «Карапузов» – ведь они, как минимум, были самыми первыми среди множества лент любимого канала.
Первый просмотр, мягко говоря, не задался. Я кино немного возненавидел. Был один конкретный момент, когда я просто плевался. И всё последующее с большей частью предыдущего из неё мгновенно выветрилось из головы, словно я только ту сцену и смотрел.
Вернуться к фильму меня побудила статья о режиссёре Ковалёве, начисто взорвавшая мозг. Помимо множества удивительных фактов особенно зацепило то, что в картине могла быть оригинальная песня от самого Дэвида Боуи – но она оказалось слишком депрессивной. Ситуация понятная, но всегда можно сказать, что это настолько наглое и высокомерное кино, что оно возомнило себя выше Боуи.
Так как я начисто забыл большую часть происходящего, повторный просмотр даже удивил тем, что я стал лучше относиться к картине. Всё ещё не могу сказать, что она мне нравится, но и никаких особо отрицательных эмоций не вызывает.
Главная проблема в том, что это очень сырой продукт. Даже в техническом плане: «Карапузы» иногда замахиваются на сложно двигающуюся камеру в одном кадре с высокой детализацией. Для двухмерной анимации подобный трюк по определению крайне сложен, отчего за подобное чаще всего не берутся. Можно дать дань уважения авторам за попытку, но итоговый результат всё же вышел немного дёрганным. А размеры голов при облете камеры порой любят немного скакать в размерах, что смотрится попросту отталкивающе.
Но это относительно редкие явления, и в большинстве своём анимация достойная. А вот сценарий недоделанным и не знающим, чего он хочет, ощущается постоянно. То мы приближены к реализму – насколько это возможно с концептом разговаривающих друг с другом младенцев, как было в сериале – то нам показывают комнату родов под водой. Ага, с аквалангом и прочим. Даже для «Ох уж этих деток» это слишком. И я ещё про музыкальные номера не говорил.
Их три – все они абсолютно разные, но почти одинаково бесполезные. В первом, когда главные герои попадают в комнату с новорожденными, последние начинают петь о том, что они не очень довольны своим новым местом нахождения и заканчивают номер совместной уринацией, после которой появляется радуга. Я не выдумываю, это правда есть в фильме. Причем всех этих младенцев озвучивают музыкальные звезды от Бека до Игги Попа, что ситуации никак не помогает.
Во втором номере всё же есть привязка к сюжету – там родители Томми пытаются уложить спать его младшего брата Дилла (чудесный лепет от Тары Стронг). Старший брат чувствует себя обделенным и в итоге сам себе поёт только что сочиненную колыбельную. Именно эту сцену при первом просмотре я возненавидел. Но сейчас признаю, что она не так уж и плоха. Да, аляповата и слишком явно манипулятивная. Но в ней хватает неплохих шуток и интересных мелочей как в анимации, так и в тексте, чтобы к ней можно было отнестись проще.
Третий происходит уже в лесу, куда по абсолютно дурацкому и высосанному из пальца стечению обстоятельств попадают все герои-дети. А из-за их поисков там оказываются и родители. Особняком от них держится Анджелика – трехлетка, способная общаться и с взрослыми, и с младенцами. Она вместе с чующим запах псом ищет свою куклу, случайно оказавшуюся вместе с детьми, перепевая One Way Or Another от Blondie. Потому что почему бы и нет. К данному моменту о связности происходящего можно забыть. Хоть песня отличная, и на том спасибо.
Из интересных мелочей можно отметить, что два эпизодических персонажа, из-за которых поезд с обезьянами разбился в лесу и с которыми наши герои столкнутся во второй половине, говорят на чистом русском. Это было очень приятно услышать, особенно после неестественного выговора в какой-нибудь «Форме воды». Ещё одного персонажа – гадкого телерепортера, наживающегося на горе родителей – озвучил великий и ужасный Тим Карри. Правда, его столь мало, он так раздражает и настолько бесполезен, что это трудно занести в плюсы.
Если вам в целом интересна история Nickelodeon или вы фанат оригинального сериала, то оценить «Карапузов» стоит. Это артефакт своей эпохи, перенявший множество плюсов оригинала, но не справившийся с новым форматом. Остальным ловить нечего. Вас ждёт местами забавная, местами скучная и постоянно ленивая подделка, которая едва ли даст понять, за что люди любят «Ох уж этих деток».
5 из 10
P.S. Когда «Никто» в первую неделю проката занял лидерскую позицию в бокс-офисе США, СМИ трубили, что это первый подобный случай для ленты с русским режиссером. Мол, максимально близко к такому достижению был разве что Тимур Бекмамбетов с «Особо опасен», да и того «ВАЛЛ·И» обогнал. Но это неправда. Первым был именно Ковалёв и его «Карапузы».