Фильм Джона Джоста «Прицельный огонь» из среднего периода его творчества — один из немногих, который имел прокат и не оказался обойдён вниманием профессионалов (претендовал на гран-при кинофестиваля независимого кино в Санденсе).
Приличный для такого рода кино бюджет позволил запастись более качественной плёнкой и собрать настоящую съёмочную группу, хотя сам Джост и тут был не только режиссёром-сценаристом, но и оператором-монтажёром. Такой единоличный контроль не только за творческой, но и за технической частью позволил режиссёру экспериментировать с формой.
Конечно, не был забыт любимый Джостом полиэкран, а также многократная экспозиция. В ряде сцен Джост добивается эффекта присутствия зрителя, снимая, например, начальную сцену в магазине, где два персонажа обсуждают городские вести, статично, из верхнего угла, как бы имитируя магазинную камеру. Не изменил Джост и маленькому городку, в результате чего вас ждёт очередное поэтическое признание режиссёра в любви к одноэтажной Америке, которую он очень хорошо знает, довольно постранствовав в молодости.
Главный герой Уэс — агент по недвижимости. Помимо неуёмной тяги к обогащению, ещё он любит охоту и стремится приучить к ней сына, которому даже купил ружьё. Причём это ружьё, в соответствии с поэтикой чеховского театра, непременно выстрелит в финале. Режиссёр рисует убедительные картины отчуждения Уэса от своих родных, друзей. Погоня за богатством разрушает его семью и жизнь окружающих его людей, но сам Уэс даже не замечает этого. Он убеждён, что всё хорошо, а неумолимый рок приближает его к неутешительной развязке.
Джост метафорически сопоставляет охоту на зверушек в местном лесу и охоту на клиентов. Уэс, как и Рэй, герой будущего фильма Джоста «Постель, в которой спишь», тоже разрушает природу, стремясь построить как можно больше домов, а весь свой досуг посвящая отстрелу животных. Причём он учит сына разить сразу на повал, чтобы животное не мучилось, или добивать, если не удалось убить с первого раза. Само же действие Джост новаторски обрамляет библейским текстом, появляющимся на фоне красивых пейзажей, как бы заимствуя приёмы видеоарта. Эсхатологические мотивы нравственного тупика человечества, сеющего смерть окружающему миру, дополняются привычным элегическим настроением. Джост не осуждает, а скорее скорбит, что люди так и не могут понять, что главное в жизни вовсе не деньги. Любовь к близким и природе должна проявляться в трепетном отношении, ведь чувства так легко разрушить, а красоту лесов, полей и рек так легко уничтожить, превратив в мертвенный урбанистический ландшафт.
Возможно, пасторальные вкусы Джоста не всем покажутся предпочтительными, но режиссёр далёк от каких-либо оценок. Он просто говорит, что человек не должен разрушать общечеловеческий дом, гонясь за сиюминутной выгодой, подчиняясь дурному влиянию массовой культуры, каждый день продуцирующей очередные истории успеха.
Фильм Джона Джоста спокойный, медитативный, как и все другие его работы. Это поистине отдохновение от шумных и пустых массовых фильмов, где кроме красивой обёртки больше ничего и нет. И порой возникает чувство, что режиссёр знает больше, чем говорит, как бы подталкивая зрителя к самостоятельным размышлениям на бытийные темы, которые затрагивает этот достойный фильм.
[authorbox authorid=»7″ title=»Смотрел»]