Или, согласно российскому прокату, «Мачо и ботан 2». Но я его так называть не буду.
Безнадежнее мысли делать по сериалу «Джамп стрит, 21» комедийный фильм может быть только создание продолжения этого мракобесия. Но в сей раз скепсиса было минимум – всё-таки режиссеры тут Фил Лорд и Кристофер Миллер, мастера безнадежных идей. Из-за «Лего. Фильма» они не работали над сценарием «Джамп стрит, 22» до начала съемок, но зато среди авторов всё ещё числился Майкл Бэколл, писавший и первую часть. Впервые их фильм я действительно ждал и целенаправленно пошел на него в кино при первой возможности.
Начало первого просмотра были немного противоречивым. Даже не совсем так – вступление-то великолепное. Нарезка «ранее в “Джамп стрит, 21”» со вставленными из ниоткуда кадрами пародирования сцены с приготовлением ракообразных из «Энни Холл» меня тут же подкупила. Вряд ли мой брат и его жена, с которыми я тогда пошёл в кино, поняли эту шутку. По заверениям режиссёров, её вообще многие из молодежи не поняли. Но она тут есть. Что уже говорит, каков фильм и для кого он.
Потом идет потрясающая в своей глупости и эффектности миссия по остановке злодея, сыгранного мастером своего дела Питером Стромаре, с явным удовольствием проговаривающим ностальгирующие по временам бандитизма 90-ых реплики. А вот затем уже пошли сомнения – не перегибают ли палку создатели с иронизированием насчет того, что это сиквел?
Конечно, приятно снова видеть Ника Оффермана, отчитывающего наших героев Дженко (Ченнинг Тэйтум) и Шмитда (Джона Хилл) за их непроходимую тупость и дающего им пинок обратно в программу по внедрениям «Джамп стрит». Или то, что они переезжают в соседнее здание, дабы оправдать само название ленты. Или что их новый офис стал много краше благодаря увеличенному финансированию. Как же легко с этим переборщить. Мне стало страшно.
Но, слава богу, обвала не произошло. Надо понимать, что «Джамп стрит, 22» ни что иное, как любовное письмо самому понятию сиквела. Только вдумайтесь – в названии сразу две двойки написано. Едва ли это совпадение. Здесь всё, что мы обычно получаем от продолжений – камео из прошлого, повторения особо классных штук и так далее. Но также присутствует и то, что должны давать хорошие продолжения: развитие персонажей и действительно новая история.
Половина ленты является рефлексией на то, что нельзя просто повторять пройденное, нужно идти дальше. Эту идею подкрепляют все составляющие: главные герои, их взаимоотношения с другими и друг с другом, новое окружение для внедрения, теперь уже не обманывающее ожидание персонажей и даже само их расследование. Колледж оказывается прекрасным местом для взросления, при этом дающее ещё больший размах для инфантилизма. Люблю парадоксы.
По своему строению фильм напоминает ещё один сиквел – «Плохие парни 2». Как и там, ты даже особо не ожидаешь, что история вдруг возьмет да начнет происходить на острове в Карибском море, где будет мощная кульминация. Когда я вышел из кинотеатра, то эта мысль приводила меня в восторг в первую очередь. Но я не нашел понимания у тех, с кем ходил. Порой фигово быть гиком.
В любом случае это не главное преимущество картины. Оно, как и у каждой хорошей комедии, в том, что она смешная. Для меня это в первую очередь победа Ченнинга Тэйтума. Он до безобразия прекрасен. От сцены, когда он узнает о «слоне в комнате» между своим напарником и начальником, я смеялся как мало над чем за всю свою жизнь. Даже написав это сейчас и вспомнив кривляния Ченнинга, я тихонечко засмеялся. А его извинения за то, что раньше он был «гомофоном» и объяснения бандиту, как можно и нельзя называть геев, очаровывают. Как и перечисление персонажей «Даши-путешественницы», когда он притворялся мексиканцем. Без сомнений, после «Джамп стрит, 22» он стал одним из моих любимых актеров.
Джона Хилл в этот раз немного ушел на второй план. Но это и хорошо, потому что благодаря взаимодействию его персонажа с другими мы получили и милую подружку из колледжа от Эмбер Стивенс, и её уже не такую приятную, но оттого и уморительную соседку по общежитии в исполнении Джиллиан Белл. Но самая смешная химия у него с Айсом Кьюбом, который в этот раз просто жжёт напалмом.
По большей части продолжение имеет менее «взрывной» юмор, склоняясь к более тонким и меташуткам. Увы, не все это оценили, но мне пришлось по вкусу. Подобное интересней и даёт большее удовольствие при повторных просмотрах. А с тем, что погоня на пляже и полёт на вертолете более эффектны, чем кульминация первой части, думаю, никто спорить не будет.
Мало какие комедии я могу назвать своими любимыми – попросту не тот жанр, где можно найти то, что стоит назвать шедевром или близким к нему. Мне сильно повезло с «Джамп Стрит, 22», потому его я всё же могу причислить к их числу. Пусть картина в конце второго акта откровенно проседает – это легко прощается по сравнению с остальными моментами, где ритм всегда выверен.
Особо хочется выделить музыку. Марк Мазерсбау, постоянный композитор режиссеров с момента их полнометражного дебюта, как всегда молодец, тут и вопроса не стоит. Но и подобранные песни тоже радуют. Преимущественно это дурацкие, безвкусные клубные хиты, к которым я обычно не пылаю особой любовью. Тем не менее, официальный альбом по фильму с песнями я попросту затер до дыр от многочисленного прослушивания и за три года мне все ещё не надоело. Хотя мысли о том, какой у меня ужасный вкус в музыке, стали приходить чаще.
Ах да, чуть не забыл упомянуть о финальных титрах. Их просто нельзя не отметить, тут самоирония и отсылочки превышают все допустимые нормы. Мы видим кадры и постеры двух десятков вероятных продолжений, где в том числе прекрасные эпизодические появления получили Сет Роген и Билл Хэйдер. Вот так заканчивать ленту – высший класс. Разве что я так и не понял: «Джамп стрит, 39» – это фильм или настольная игра? Или просто сам фильм не показали, только игру? Увы, идеальных вещей всё ещё не бывает.
Следующим фильмом Фила и Кристофера, из-за которого мы почти три года не получали от них новых картин, будет не абы что, а кино во вселенной Звёздных войн про молодого Хана Соло. Впервые идея их полнометражки не звучит как плохая плюс бюджет составит больше ста миллионов долларов. Остается только пожелать им удачи. На этом «Пересмотр!» пока что заканчивает серию статей, посвященную творчеству самого интересного режиссёрского дуэта современного Голливуда.
9 из 10
P.S. Увы, спустя месяцы после первоначальной публикации этого текста Лорда и Миллера уволили с фильма про Хана Сола. Уверен, они не пропадут.
P.P.S. Как минимум потому что спродюсированный ими «Человек-Паук: Через вселенные» оказался абсолютно потрясающим. Боже, как я их люблю.