Большое путешествие (2006) — Пересмотр! #127 — Перетрение

Изначально идея «Большого путешествия» разрабатывалась в недрах анимационной студии Диснея в девяностых, когда там ещё работал Джеффри Катценберг. Так что формально можно найти претензии в воровстве, учитывая, что под крылом студии последнего вышел «Мадагаскар» с очень похожей фабулой. Но за исключением того, в обоих лентах группа зверей из Нью-Йорского зоопарка, включая льва и жирафа, в силу обстоятельств оказываются в Африке, у мультфильмов нет ничего общего.

Дисней планировал сделать «Большое путешествие» своим вторым трехмерным мультфильмом со снятыми в реальности задниками после «Динозавра». Но потом «Динозавр» вышел и всем стало грустно, а «…путешествие» отдали на аутсорс канадской студии компьютерной графики C.O.R.E. Digital Pictures. Для них это стал первый и последний опыт в создании полнометражного фильма, так как спустя четыре года после выхода картины они закрылись.

Вообще C.O.R.E. Digital Pictures была основана в 1994 году и в основном занималась компьютерной анимацией к всевозможным лентам от «Блейда 2» до «Гарольд и Кумар уходят в отрыв». Хоть сборы «Большого путешествия» в итоге не окупили даже только международный маркетинг, но студия закрылась не из-за этого, а из-за уменьшения заказов из Америки. Кстати, одним из основателей C.O.R.E. был Уильям Шетнер, озвучивший в мультфильме злодея.

«Большое путешествие» был четвертым фильмом, на который я ходил в кинотеатр. Что иронично, третьим был «Мадагаскар». Потом я много раз слышал, как моя тетя, преподавательница младших классов, водила своих подопечных в кино — но это был единственный раз, когда она водила туда мой класс. И это был вполне приятный опыт. Потом мультфильм не раз попадался по телевизору, да и среди пиратских DVD он был. Так что я вполне получал от него удовольствие и далее, напевая песенку из финала.

Поэтому я искренне удивился тому, насколько моё мнение поменялось при последнем пересмотре. Он не плохой… но он очень плохой. Впрочем, это всё равно что ругать пятилетнего гиперактивного мальчишку: сам по себе малый неплохой, но как же он раздражает. Так и фильм — вечно ему надо что-то говорить, выкидывать шутки, из которых дай бог каждая пятая смешная, двигаться, шуметь. При просмотре нет ни одного момента, когда можно хотя бы вздохнуть. Во второй половине становится немного легче, но первые сорок с лишним минут — сплошная головная боль.

Поэтому я прекрасно понимаю, почему «Большое путешествие» в детстве работало: оно постоянно что-то делало, за происходящим было легко уследить. Сейчас же такой подход наоборот, только увеличивает незаинтересованность. Ты понимаешь, что тебя пытаются взять количеством а не качеством.

Нашёл ли я для себя что-то новое при просмотре? Да, ксенофобию. Голуби почему-то ведут себя как стереотипные китайцы, аллигаторы стали эмигрантами-итальянцами, а навозные жуки даже панцирями разукрашены под одежды Октоберфеста. Какой в этом смысле и почему это одобрили — загадка. Разве что канадских гусей показали пристойно.

Картина в плане графики устарела, но не сильно и в первую очередь обращаешь внимание на спорность самого подхода к ней. Если убрать у героев мультяшные глаза, то они выглядят неприлично реалистично. Когда происходит очередное падение в кадре, то ты слышишь клишированные мультяшные звуки, которыми сильно злоупотребляют, а видишь страдающих животных. За что ни возьмись в ленте — всё вызывает слишком смешанные ощущения.

Кифер Сазерленд оказался на удивление удачным выбором для льва Самсона. Но это единственный герой, которого нам показали как полноценного персонажа (и то с немалой натяжкой). Остальным же не раскрыты в принципе — как будто у героев тоже были сюжетные ветки, но их так сильно порезали на монтаже, что остались только изувеченные кусочки.

Но у кого хронометража слишком много — так это у коалы Найджела, озвученного Эдди Иззардом. В титрах он говорит: «Похоже, я много падаю и кричу». Подозреваю, что это была импровизация комика, так как он охарактеризовал своего героя максимально точно. Он должен быть юмористическим сердцем происходящего, но с ним не связано ни единого смешного момента. Куда больше радует змея Ларри (Ричард Кайнд), но его на экране довольно мало. Да и тут не без греха.

Над фильмом работали компетентные люди и я не могу сказать, что он плохой в смысле некачественный. Говорят, быть скучным — худшее, что может сделать произведение. «Большое приключение» доказывает, что есть вариант ещё хуже: быть раздражающим.

3 из 10