Взлет и падение фильмов о вампирах. Часть 1 — Перетрение

Киновампиры в последнее время как-то совсем измельчали. Блестят на солнце, да томно засматриваются на девиц с пустым выражением лица. Но так было не всегда.

История готических кровососунов на большом экране богата и разнообразна — и начинается она в год, когда мир погрузился в Золотую лихорадку, возродил Олимпийские игры и изобрёл радио. Поговорим о первой половине этой истории, когда канон только формировался, а сами фильмы исчезали, точно отражение вампира в зеркале.

Потерянные Вампиры

«Замок дьявола» (Le manoir du diable, 1896) считается первым фильмом в истории, который успешно скрестил ужасы с фэнтезийными элементами. По сюжету в древнем замке появляется летучая мышь — и внезапно становится Мефистофелем. Из магического котла он призывает различных существ — это призраки, скелеты и ведьмы.

До сих пор идут споры, относить «Замок дьявола» к вампирским фильмам или нет. С одной стороны это фильм о дьяволе, а с другой — именно факт превращения из летучей мыши в человека во многих культурах является отсылкой к вампирам.

В начале 20-го века существовало более 25 фильмов, которые появились в эпоху немого кино со словом «вампир» в названии. Многие писатели и исследователи предполагают, что все эти фильмы были про вампиров, но это огромное заблуждение.

Так, «Побережье Вампира»  (Vampire of the Coast, 1909) многие источники называют первым фильмом о вампирах. Тем не менее, это был не фильм о вампирах вообще, по крайней мере, не в обычном смысле этого слова. В «Побережье Вампира» группа заключённых с разбившегося корабля охотится за красивой девушкой. На привычных нам кровососущих там нет ни малейшего намека. Так в чем же подвох?

Если говорить в общем, путаницу с этим фильмом и многими другими фильмами вызывает то, что о них существует мало информации, за исключением их названия и даты выпуска.

Многие полагают, что, поскольку слово вампир есть в названии, фильм должен быть именно про кровососущих бессмертных тварей. Однако слово иногда лишь описывает злодея или сомнительного характера, эмоционально изматывающего и высасывающего жизненную силу.

Помимо этого «Вампир» или «вамп» — термин, который использовали в Голливуде, на заре кинематографа, чтобы описать женщину, которая использует свои чары для соблазнения мужчины. Так называли несколько актрис немого кино и это термин использовался в значительной степени так же, как мы используем слово «дива» сегодня.

Женщина – вамп Теда Бара, в образе Клеопатры

Вот еще некоторые из самых известных кинолент, которые ошибочно считают фильмами про вампиров:

  • «В объятиях вампира» (In the Grip of the Vampire, 1913). В этом французском фильме дядя главной героини пытается стереть ее ум наркотиками, чтобы получить наследство. Почему вампир? Просто критики проводят аналогию с Дракулой, который долго воздействовал на сознание Люси, прежде чем превратить её в вампира.
  • «Тропа вампира» (The Vampire’s Trail, 1914) — короткометражная драма, не имеющая ничего общего с вампирами. Почему он так назван, вообще не ясно, в нем нет ни малейшего намека даже на плохого человека.
  • «Вампиры ночи» (Vampires of the Night, 1914) — итальянский фильм, который считается потерянным. Это драма о заключенном, который пишет письма своей жене, намекая, что её тоже могут посадить в тюрьму. Жена, опасаясь, что больше не будет иметь возможность заботиться о ее единственном ребенке, отдает его бабушке. А бабушка относит его в дом герцога и меняет местами с их ребенком.
  • «Дочь дьявола» (The Devil’s Daughter, 1915) — американская драма. Этот фильм также считается утерянным. В главной роли снималась Теда Бара и прозвище у нее было как раз «Женщина-вамп», что также вносит определенную путаницу.

Так все-таки,  какой именно фильм о вампирах был первый?

Возможно, это британский фильм с незамысловатым названием «Вампир» («The Vampire», 1913). В этом фильме местная женщина из Индии убивает охотника и, когда его друг стреляет в нее, она превращается в женщину-змею. В индийской культуре вампиры способны превращаться в различных животных. Змея же является одной из форм животного, которая встречается довольно часто, особенно среди женщин-вампиров. Фильм долгое время считался утерянным, но впоследствии его копию всё же нашли, теперь она хранится в музее Джорджа Истмана, что в Нью-Йорке.

Некоторые исследователи также склоняются к мнению, что первым фильмом был «Вампир пустыни» (англ. Vampire of the Desert, 1913). В сюжете присутствует вампир (а точнее вампирша), однако все завязано опять на магии и колдовстве.

Афиша фильма Vampire of the Desert

Интересно то, что у нас тоже снимали мистические фильмы, например «Женщина-вампир»; (Другие названия «Сказка небес без конца и начала» и «Загробная скиталица», 1915) — фильм ужасов режиссёра Виктора Туржанского. Это в принципе один из единичных представителей жанра, снятых в Российской империи.

К сожалению, фильм не сохранился. Однако есть отзывы кинокритиков того времени, опубликованные в столичной прессе:

«Женщина-вампир» Ольга Бакланова позже уехала в США, где снялась в культовом фильме  Тодда Браунинга «Уродцы» (Freaks, 1932).

Ольга Бакланова – русская женщина вамп

Пожалуй, самый известный фильм, принимаемый по ошибке за вампирский — «Лондон после полуночи» (London After Midnight, 1927) режиссера Тодда Браунинга, где главная роль досталась Лону Чейни. В этом фильме последний играет роль детектива Скотланд-Ярда, который маскирует себя, чтобы выглядеть как вампир, чтобы поймать убийцу.

Как и во многих американских фильмах того периода, сверхъестественное объясняли логическими средствами. Тут, например, Чейни просто притворяется вампиром, следовательно, никакого реального вампира здесь нет. Фильм пользовался немалой такой популярностью и собрал в прокате около 500 тысяч долларов.

Фильм также считается утраченным. Это еще кого-то удивляет? Последняя (как минимум, последняя из известных) его копия киноленты, к сожалению, сгорела при пожаре на складе студии Metro-Goldwyn-Mayer в 1967 году. Но у этой картины сохранилась хотя бы фотореконструкция по тем кадрам, что от неё остались, а также по сценарию.

……и вампиров командир

В 1897 году выходит книга Брэма Стокера «Дракула», которая практически сразу становится бестселлером. Хотя это был не первый литературный герой-вампир, но именно он во многом повлиял на будущий образ данных существ в массовой культуре.

Первым фильмом о Дракуле считается венгерский фильм «Смерть дракулы» (Drakula halála, 1921).  Но картина рассказывает не совсем о нем, а если точнее — совсем не о нем. В фильме изображаются пугающие переживания женщины после посещения психушки, где один из заключенных утверждает, что он — знаменитый граф Дракула. Женщина начинает страдать от видений и не в состоянии определить, являются ли видения реальностью. Этот фильм в настоящее время также считается потерянным.

Возможно, вампиры не хотели популярности и тщательно заметали следы?

Первым фильмом, в котором появился Дракула, но который, при этом, не был в результате утерян, является «Носферату. Симфония ужаса» (Nosferatu, eine Symphonie des Grauens, 1922).

Изначально это должна была быть прямая экранизация одноимённого романа Стокера, но студии не удалось раздобыть на него права. Тогда режиссер Фридрих Мурнау решил поступить более хитрым способом — он поменял имена протагонистов и чуть переделал сюжет. Впрочем, результата это не дало. Как только фильм вышел в прокат, Флоренс Стокер (на тот момент вдова Брэма стокера) через суд добилась полного уничтожения всех напечатанных копий фильма.

Но так как кинопиратство процветало уже в начале столетия, копии фильма все-таки остались.    

В 1931 году на экраны выходит «Дракула» Тода Броунинга. Образ графа Дракулы, воплощённый Белой Лугоши в этом фильме, стал каноническим.

Из странного графа Орлока, больше похожего на жертву генетического эксперимента, Дракула превращается в действительно статного и харизматичного персонажа. Именно подобный образ приходит на ум, когда возникает упоминание самого известного вампира.

В середине 30-х появляется такое явление как двойные киносеансы, когда за фиксированную цену показывали сразу два фильма. Первый из них был снят с большим бюджетом и востребованными актерами, а второй шел следом и был зачастую низкопробным. Условно кинопрокатчики делили их на А и Б, то есть это была внутренняя нумерация, но со временем буква Б стала синонимом «дешевого» кино.

Публика требовала новых историй о главном вампире, и Голливуд, конечно же, пошел на встречу. Так появились «Дочь Дракулы» (Dracula’s Daughter 1936), «Сын Дракулы» (Son of Dracula 1943) года и «Дом Дракулы» (House of Dracula 1945). В «Доме Дракулы» сходятся сюжетные линии нескольких антигероев, таких как Чудовище Франкенштейна и Человека-Волка, и он был первым в своем роде, где смешивались главные персонажи из разных «вселенных».

Так Дракула стал одним из самых узнаваемых антигероев (наряду с чудовищем Франкенштейна, и безымянными оборотнем и мумией) и главное — самым любимым среди них.

Успех фильмов об этом персонаже толкнул других режиссеров на снятие картин о кровососах.

Так легендарная студия «Hammer» в 1958-м сняла свою версию Дракулы в исполнении Кристофера Ли. Этого актера вы можете знать как графа Дуку из «Мести ситхов» или Сарумана Белого из «Властелина колец». Дракула в исполнении Кристофера Ли стал более «брутальным» и зловещим, нежели чем у его предшественника Лугоши.

Кассовый успех также заставил «Hammer» пойти дальше и клепать картины одну за другой, переплюнув в этом предшественников в лице Universal. Всего было восемь фильмов-продолжений, самым необычным из которых можно назвать «Легенда о Семи Золотых вампирах» (The Legend of the 7 Golden Vampires, 1974) в котором Дракула уезжает в Китай помогать местным вампирам бороться за выживание. В этом фильме смешали классический сюжет с новым веянием из Азии — кинолентами о боевых искусствах.

Вампиры обретают независимость

В 60-е намечается спад в производстве «вампирских» картин. Это было связано с тем, что большинство фильмов были по сути одинаковыми. Да вампиры, да средневековье (или в лучшем случае начало 20-го века), да замки и леса, опутанные паутиной. Готичненько конечно, но скучно, очень скучно.

Помимо проблем с однообразием, у вампиров, да и жанра ужасов в целом появляется сильный конкурент — фантастика, а именно фильмы о космосе и инопланетных захватчиках. И конечно, внимание зрителя быстро переключилось.

Крупные студии поняли, что кровососы всем приелись, и занялись производством более востребованного кино.

Упавшее знамя подхватили независимые режиссеры ( к 60-м таких стало очень много) и вампиры начали переезжать в несвойственные им декорации и ситуации.

Начало этой тенденции положил Марио Бава, например, в его фильме «Вампиры» (I Vampiri, 1957) действие разворачивается в современном мире (то есть в 50-е) и тесно переплетено с детективными расследованиями. Хоть фильм и снимался итальянцами, действие его происходило во Франции. Интересный факт — он является первым итальянским звуковым фильмом ужасов.

В 1966 году икона экспло Роджер Корман приобретает плёнку русского фильма «Завет неба», на основе которого написал свой сценарий, переиначив сюжет. Неделя дополнительных съемок с нужными сценами — и появляется новый научно-фантастический фильм о вампирах «Королева крови» (Queen of Blood), в котором вампиры вовсю путешествуют в космическом пространстве на космическом корабле.

Продолжение следует…

—Максимильян Кошкин