Акира (1988) — Пересмотр! #97 — Перетрение

Аниме как течение и культурный феномен всегда вызывало у меня особый интерес. Но, как ни странно, я до сих пор не так уж много его смотрел. В детстве мне не попадались «Сейлор Мун» или ещё что, а «Покемонов» я видел всего раз на кассете. И то от момента в них, где героев хватают в сети, очень маленькому мне стало так страшно, что я просто перестал смотреть.

Позже в моём поле зрения оказывались отрывками «Спиди Гонщик» и «Бейблэйд». Последнего видел от силы серии три, но между вторым и третьим столкновением с ним по телику прошло с полгода. Я был впечатлен, как там от серии к серии менялось положение вещей. Правда, сейчас увидев тамошний дизайн персонажей, поразился тому, насколько всё плохо.

Меня одновременно привлекало и отпугивало увлечение аниме знакомыми. Будь то обсуждавшие «Наруто» одноклассники или сказанные странной удивленной интонацией слова кого-то из взрослых родственников, что моя троюродная сестра помешалась на всём этом. Только открывшийся канал 2×2 тоже не особо помог: случайно увидев особо жестокую сцену в «Эльфийской песне», я оказался так же напуган, как «Покемонами» в детстве. Но в итоге я взял себя в руки и начал самостоятельно изучать вопрос с помощью славного друга интернета.

Когда ты начинаешь знакомиться с новым для себя медиа, начинать с классики и основы основ может оказаться не лучшей идеей. Прочитав «Хранителей» и «V значит Вендетта», ты совсем необязательно захочешь узнать больше о комиксах. Из раннего прочитанного меня куда больше впечатлил «Мордобой», наиболее известный по фильму «Пипец». Это сугубо индивидуальная вещь, так что самый простой совет — ищи то, что и при беглом взгляде кажется интересным или с чем ты уже знаком благодаря чему-то ещё. Точно так же, например, не стоит в первую очередь в своей жизни смотреть «Семь самураев». Начните с, не знаю, «Приключений Флика».

Однако я об этом тогда не задумывался и выбрал наикультовейшую вещь из всего аниме — «Акиру». Даже смотря на скромном экране телефона, я офигевал от происходящего. Мне мощно врезался в память момент с ожившими гигантскими игрушками. Причём настолько, что я даже запомнил, где я его смотрел. А уж последние несколько минут, конечно, и вовсе ад похлеще концовки «2001 года: Космическая одиссея».

Прошло заметное количество времени, прежде чем ко мне пришёл добрый дядя Миадзаки с «Унесенными призраками» и сказал, что не все аниме отбитое на голову. Со временем я, наконец, нащупал почву получше — посмотрел «Евангелион», ещё парочку работ студии Ghibli и менее известные, но оттого и более любопытные работы. О некоторых из них, скорее всего, я напишу в будущих выпусках «Пересмотра!». А пока пришло время освежить воспоминания о своем главном фальстарте в лице «Акиры».

История происходит в следующем году — точнее, в той версии 2019-го, где до этого в Токио 1988-го произошел разрушительный взрыв похлеще атомного, а потом началась третья мировая. Правда, и там, и в нашей с вами реальности Олимпийские игры в Токио планируются на 2020 год — хоть в чем-то верно предсказали. Нео-Токио, выросший на костях предшественника, выглядит весьма удручающе. Все запущено, грязно, ржавеет, люди повсюду злые и унылые. Местным школьникам только и остается, как собираться в банды мотоциклистов.

Одна такая банда во время своих, видимо, обычных разборок с конкурентами, натыкается на странного сморщенного ребенка. Аутсайдер группы, Тэцуо, касается его, отчего потом его забирают военные. Лидер банды, зазнаистый, но добродушный Канеда, пытается его найти и спасти. В итоге он оказывается вовлечен в противостояние военных и повстанцев. А конфликт переходит на совершенно новый уровень, где на кону уже как минимум судьба города, если не мира.

Ситуация у «Акиры» оказалась на удивление схожей с «Навсикаей из долины ветров» того же Миадзаки. И там, и там в начале была манга, а фильм вышел в прокат за пару лет до того, как появился последний том. В обоих случаях режиссером и сценаристом полнометражки оказался автор оригинала — в случае «Акиры» это Кацухиро Отоме. Всё это сказывается, особенно на концовке.

Первыми минутами авторы бережно расстравляют для нас приоритеты, показывая особенности своего мира. Мы знакомимся с героями, сталкиваемся с внезапными обстоятельствами и вместе с главными героями пытаемся разобраться, что вообще происходит. В итоге всё сводится к одному отчаянному поступку героя или героев, отчего действие вынуждено окончиться.

Миадзаки с ситуацией справился заметно лучше — у него всемирный конфликт появляется раньше, его легче понять и финальный твист смотрится органичнее. Хотя от ощущения, что история закончилась, лишь бы закончиться, а не естественно прогрессировала к окончанию, ему тоже не удалось.

Два часа «Акиры» не кажутся затянутыми, но моментами они могут быть утомительными. Линия повстанцев сначала видится лишь инструментом, связывающим Канеду с Тэцуо, которого похитили военные и ученые, разрабатывающее оружие из детей со сверхспособностями. Однако позже оказывается, что невольно завлекшая Канеду в ряды сопротивления девушка Кэй тоже играет важную роль во всех хитросплетениях. Понятно, почему так сделано — в результате сюжет оказывается более цельным. Но только сама это связь и сомнительное совпадение, и откровенная нелепица сама по себе. В том числе потому, что нормально вам её не объяснят.

Ещё одна сомнительная черта сего мультфильма — его натуралистичность и жестокость. Тут не стесняются показать хлещущую во все стороны кровь, падающие кишки, пару раз мелькает сомнительная обнаженка. Авторы этим не злоупотребляют. Но когда оно есть, оно притягивает к себе всё внимание и сбивает с толку. А уж когда доходит до, скажем так, разнообразных органических мутаций в конце, то такую мерзость ещё поискать. Если вы человек, которому бывает плохо от подобных вещей, то не смотрите «Акиру».

Во всём этом сокрыта неплохая история о дружбе, потерянности и поиске себя в этом мире. При этом нам в лоб выдают основную мораль, что не стоит играть в бога и всему свое время, на чем держится вся сверхъестественная часть картины. Для визуального медиа это — откровенная халтура.

«Акира» — вещь крайне культовая и влиятельная, она очень помогла распространению аниме в остальном мире, с этим глупо спорить. Это была одна из первых манг, напечатанных на западе. И не лишь бы кем, а импринтом Marvel. Правда, все страницы в ней были отзеркалены — чтобы англоязычные детишки могли читать слева направо, как привыкли. Кино визуально впечатляло тогда, не в последнюю очередь из-за 24 кадров в секунду — впервые для японской анимации. И впечатляет сейчас, даже без скидки на возраст. Но это не значит, что и в остальном «Акира» хорошо сохранился.

Отоме при создании своей истории хотел отойти от определенных клише. В частности, он не связывал цвет волос героев с их характерами. А то, как он рисует лица, не делает больше никто, что только придает происходящему самобытности. Однако полностью от клише избавиться ему не удалось.

Самый яркий тому пример — персонаж из правительства, помогающий повстанцам. Если я скажу, кто это, то дам спойлер. Но он слишком очевиден хотя бы потому, что герой буквально выглядит как крот. Извините, если вы делаете серьезную историю с кровью и прочей жестью, то можно убрать персонажа «Приключений Рокки и Буллвинкля»? И это при том, что главный злодей истории — персонаж заметно более приземлённый. Его куда проще понять, а моментами за него даже переживаешь. Диссонанс от сего, увы, только увеличивается.

Если вы любите кино вообще, то увидеть «Акиру» необходимо — это важная часть истории мирового кинематографа. Однако если вы после просмотра почувствуете, что лицезрели какую-то мешанину и не поймёте, что это вообще было, не переживайте. Вы не одиноки.

6 из 10

Warning: Unknown: write failed: Disk quota exceeded (122) in Unknown on line 0 Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/home/h95389/data/mod-tmp) in Unknown on line 0