Жесткая связка, слабая взаимосвязь и карате-воин — Запрещённое мнение #36 — Перетрение

– Помни, он может атаковать как с правой стороны, так и с левой стороны.

– То есть с обеих сторон?

– Да, с обеих сторон.

© Карате-воин 6

Когда киностудии выпускают сиквелы к своим известным проектам, они рассчитывают на то, что продолжение уже устоявшейся франшизы принесёт ещё больше прибыли, чем оригинал. С одной стороны, это логично, с другой – не совсем. Ведь в идеальном жидком сферическом мире в вакууме сиквелы выпускаются для тех, кто хочет узнать, что же произошло дальше в полюбившейся вымышленной вселенной.

Примерно такая схема работает в книжной индустрии. Да, часто деление книг на дилогии и трилогии форсировано и делается исключительно в коммерческих целях, но, тем не менее, части произведения обычно достаточно прямолинейно продолжают друг друга. А это значит, что сиквел может рассчитывать только на долю продаж оригинала.

Допустим, что вы купили первую книгу из трилогии «Голодные игры». Если она вас заинтересовала, то, скорее всего, вы купите её продолжение, а если заинтересовало и продолжение, то приобретёте заключительную часть. Есть вероятность – и немалая, – что где-то в этой цепочке вы решите «выпасть» и не продолжать чтение. Но нет почти что никакого шанса, что вы приобретёте сиквел или триквел, не прочитав оригинальную книгу. Конечно, есть отдельные исключения, например, какой-нибудь отчаянный человек может попробовать начать серию со второй части, ознакомившись с сюжетом первой в Википедии. А кто-то, возможно, прочитал оригинал в пиратском виде, а потом решил поддержать автора рублём и следующую книгу купил уже легально. Но в среднем принцип таков – продажи сиквелов должны снижаться в сравнении с оригиналом.

И статистика это подтверждает. Те же «Голодные игры» спустя 4 года после выхода продались следующим образом: 23 миллиона проданных копий у первой книги, 14 у второй и 13 у третьей.

И это нормально и естественно. Но дело в том, что книги – довольно простой и недорогой в производстве медиум. Над ними работает мало человек, серьёзных вложений не требуется, допечатки тиража производятся только по мере необходимости. Издательство прекрасно понимает, что гарантированная сниженная прибыль куда лучше неопределённой прибыли от вывода на рынок новой интеллектуальной собственности, потому радо заключать контракты на несколько частей произведения. Если первая книга не добьётся успеха, то выход оставшихся двух частей не будет слишком затратным, а вот если она станет хитом, то все участники процесса пожалеют о том, что произведение состоит всего лишь из одной части.

А вот у фильмов всё не так. Риски там выше, масштабы напрямую сопряжены с затратами, а также есть множество других скрытых для обычного зрителя взаимосвязей, вроде отношений с инвесторами. Потому хорошо бы, чтобы сиквел собрал больше денег, чем оригинал. И в идеале привлёк больше зрителей. Потому что, да, конечно, есть инфляция, есть удорожание кинобилетов по иным причинам, но всё же лучше бы заинтересовать и новых людей. Иначе коммерческий потенциал франшизы застопорится – и в итоге никакая инфляция и никакой рост цен не смогут спасти положение.

И тут есть немало историй успеха. Давайте сразу уберём из обсуждения культовые трёхкопеечные фильмы, сиквелы которых собрали в разы больше просто потому что собрали хоть сколько-то («Святые из Бундока», «Эль Марьячи», «Клерки»).  Вот, например, «Остин Пауэрс». Первая часть собрала в своей родной стране почти 54 миллиона долларов – а вторая уже 206 миллионов. Разница – всего 2 года, потому на инфляцию тут ничего списать не выйдет – что-то не вспоминается никакого сиквела Великой Депрессии, развернувшегося в 1998 году.

Да, конечно, «Остин Пауэрс» стал хитом на домашнем видео – но всё равно, когда прирост сборов составляет 282%, разумно предположить, что как минимум часть людей пошла на фильм, не посмотрев первую часть.

Впрочем, гораздо лучше статистики говорит личный опыт. Постарайтесь вспомнить, сколько раз вы смотрели части какой-то франшизы не по порядку. Автор этой статьи может припомнить как минимум просмотр «Трансформеров 2», «Шерлока Холмса: Игра теней», «Тёмного рыцаря», «Трона: Наследие» и «Терминатора 2: Судный день» до просмотра оригинала. Уверены, что и у читателя список будет не менее внушительным.

А в случаях вроде «Трона: Наследие» иначе и не выйдет. Оригинал был исторически значимой, но довольно специфической и не слишком хитовой вещью, которая не является обязательной к просмотру классикой. И, делая сиквел, студия подразумевает, что его можно посмотреть первым.

Впрочем, такой подход выбирается по умолчанию для большинства продолжений. Чем ниже порог вхождения, тем выше окупаемость. Потому действительно жесткие связки между частями могут позволить себе лишь культурные феномены вроде какого-нибудь «Гарри Поттера» (автор имеет опыт похода в кино на 7-й фильм с человеком, который не видел предыдущие 6 – зрелище было грустное и некрасивое) или тех же «Голодных игр». Все остальные должны делать историю более или менее цельной и законченной – для своего же блага.

Хорошая ли это тенденция? Сложно сказать. С одной стороны, для жестких связок у нас есть сериалы, которые в последнее время ничуть не уступают большинству фильмов по качеству своего производства, а их специфика позволяет авторам действовать с ещё большей свободой действий. С другой стороны, бесспорно, сюжеты многих франшиз могли бы быть более комплексными и интересными, если бы каждый раз не пришлось бы «откатываться» к началу или давать долгую размазанную по первой трети фильма экспозицию.

Для некоторых сюжетов слабая взаимосвязь частей идёт даже на пользу – она не портит завершённость сюжета оригинальных частей, она не заставляет расстраиваться из-за того, что что-то, чему мы радовались в первой части, было безнадёжно испорчено во второй. Да и то, что благодаря такому приёму фильмы получают возможность окупиться, что тоже, надо сказать, неплохо. Так что слабая взаимосвязь частей – это не зло. Злом является лишь форсированная слабая взаимосвязь, когда вместо хорошего продолжения сюжета мы получаем «безопасный» обмылок. Ну или какой-нибудь шаг вбок с Джереми Реннером вместо Мэтта Дэймона.

Так что фраза «хороший сиквел должен быть интересен и в отрыве от оригинала» подходит к проблеме не с той стороны. Хороший сиквел должен быть хорошим по сути. Ну а его связь с оригиналом – это скорее вопрос контекста.

Мы рассматривали эту тему в первую очередь с точки зрения крупных голливудских проектов. Но не только у них выходят многочисленные сиквелы. Совершенно другой экосистемой являются копеечные нишевые фильмы, как правило, выходящие сразу на видео. Нередкой является ситуация, когда и у них сиквелов не пересчитать по пальцам одной руки. Но дешёвый фильм – это не раскрученный обсуждаемый в массах блокбастер – а потому вынужден ли он соблюдать принцип независимости отдельных частей? Или же низкие бюджеты дают возможность позволить себе жёсткую связку? Задавшись этим вопросом, автор данного материала решил провести эксперимент – и посмотреть шестую часть фильма, о котором он никогда даже не слышал. Итак, представим, что мы заходим в видеомагазин и видим на полке заинтересовавшую нас VHS-кассету – «Карате-воин 6»! Избалованные Голливудом, мы решаем, что спокойно сможем начать с этой части и ничего не потерять. Ну, давайте тогда, собственно, и начнём!

«Как быстро время летит. Казалось бы, ещё совсем недавно тебя похищали», – говорит некий парень некоей девушке в начале фильма. Очевидно, кто-то из них является главным героем? Или они оба?

«Кстати, как идёт судебное дело против Пингвина?» – интересуется парень. Да, этот фильм явно даже не думает дать хоть какую-то экспозицию. Пока что из просмотра понятно, что два героя в отношениях, а также у них есть своя компания, которая периодически их подкалывает – значит, это свои ребята. Девушка уезжает на лето, но мы её ещё увидим.

Дальше происходит следующее. Толстый парень из компании хороших ребят симулирует травму, чтобы шантажом выудить у арабского шейха деньги. Компания не верит ему, даже показательно рвёт принесённые деньги, пока толстяк не покупает им шмотки и билеты на остров Санторини, что в Греции.

Итак, пока что фильм с многообещающим названием «Карате-воин 6» превратился в молодёжную комедию о том, как кучка друзей едет на отдых. Но мы не теряем оптимизма и смотрим дальше! И наслаждаемся, эээ, греческими достопримечательностями?

Примерно этим же занимаются и главные герои. Которых почему-то 4. Их же было 5 ранее? Куда делся афроамериканец?

Но всё проходит не так хорошо, как хотелось бы. Местный цыганоподобный мужик с его помощником, переодетым русалкой, разводят ребят на деньги и крадут их обратные билеты.

Как же им теперь вернуться домой? Предприимчивые парни пробуют выдавать себя за тургидов, но это не то чтобы срабатывает. Но тут им подворачивается удача. Какие-то бугаи нападают на местную красотку.

К счастью, тот, кого мы с начала фильма считали главным героем, оказывается мастером карате и даёт им пинка. Благодарная девушка рассказывает им, что эти бандиты связаны с чуваком, который к ней клеится. Кстати, он крутой мотогонщик. Кстати, на днях чемпионат по мотогонкам. Кстати, там отличный денежный приз. Кстати, один из наших ребят – тоже великолепный мотогонщик. Кстати, у девушки в гараже есть запасной мотоцикл. Многовато совпадений на одну сцену. Но совы только начинают падать!

Итак, один из наших бравых парней в зрелищном мотозаезде побеждает плохиша.

Ура, билеты домой обеспечены! Но нет, харизматичный плохиш отправляет своих громил побить наших ребят. Конечно, ничего у него не выходит, ведь у нас есть мастер карате!

Но после этого оказывается, что и плохиш – тоже мастер карате! Вот и ещё одна сова упала. Наш хороший парень и плохиш назначают битву – если хороший парень победит, то плохиш кончает свой наглый харассмент по отношению к греческой красотке. У нашего героя вроде бы и есть тян, но он благородный, потому и другую тян в обиду не даст. И он начинает тренироваться так, как это делают все настоящие каратисты – при помощи монтажа под музыку!

Но вот беда, он не в очень хорошей форме, а плохиш не только яростен и могуч, но и владеет какой-то особо крутой техникой!

Решая помочь нашему герою, его приятели звонят его девушке, чтобы она привезла в Грецию мудрого бородатого китайца, чтобы тот потренировал нашего парня. Тот долго ломается, но вот мы уже в Греции и он тут, тренирует нашего героя.

Кстати, по мановению падающей совы, он знаком с техникой плохиша и готов обучить ей нашего парня. Поможет ли это ему? Восторжествует ли справедливость? А вы как думаете?

Хотя это шестая часть франшизы, она смотрится доступно в отрыве от предыдущих пяти частей. Тут достаточно много отсылок к предыдущим частям, например, упоминаются какие-то события, имена злодеев. Главный герой выступает в фирменном золотом кимоно, которое тут, потому что итальянское название фильма – «Парень в золотом кимоно 6». Не совсем понятны какие-то аспекты отношений между героями, например, откуда взялся крутой бородатый китаец и почему все его считают чуть ли не семьёй? Но в целом фильм смотрибелен и приятен даже без знания предыдущих частей. Ему удаётся найти разумный компромисс между жесткой связкой и слабой взаимосвязью. Не каждая шестая часть может этим похвастаться.

8 из 10