Хоттабыч (2006) — Пересмотр! #68 — Перетрение

У меня отношения с русским кинематографом сложные. Как, думаю, и у большинства, чья сознательная жизнь преимущественно или полностью прошла в Российской Федерации, а не СССР. Дело даже не в том, что я видел в детстве много плохих русских фильмов (хотя было дело, конечно), а в молве вокруг. И в том, что предлагал телевизор в то время. Советского почти ничего мне не попадалось, русского было совсем мало – один сплошной запад. Но когда наши фильмы проскакивали, то порой попадалось кое-что вполне себе интересное.

Пожалуй, первым русским фильмом, что мне действительно понравился из увиденных, стал «Хоттабыч». Я тогда был плохо знаком с оригинальной историей и знал о интернете самый минимум – казалось бы, две главные фишки фильма должны пролететь мимо меня. Но получилось скорее наоборот – второе меня зацепило так сильно, что не отпускает до сих пор. Впервые мир интернета меня заворожил именно с помощью одного из тех нескольких раз, когда удавалось увидеть «Хоттабыча» по телевизору.

Одно из самых удивительных свойств ленты в том, что в её просмотр затягивает буквально с любого момента. Будь то начало с сумбурной, но весёлой экспозицией и фальш-стартами или середина, где мы просто смотрим на повседневную Москву, или даже за пять минут до конца. В любой из этих или других моментов можно начать смотреть и увлечься лентой до конца. Пожалуй, это в первую очередь заслуга той непринужденности, с которой она сделана. От того, что авторы не воспринимают себя слишком серьезно, история только выигрывает.

Наш главный герой – одаренный хакер и раздолбай Гена (Марюс Ямпольскис, безукоризненно озвученный Антоном Эльдаровым). Жил он себе активно в интернете и не очень в реальной жизни, пока по просьбе девушки хотя бы чайник достать из интернета он не заказал кувшин с лондонского аукциона. Тут всё и завертелось – его обнаружили таможенники, за его головой охотятся ФСБ и агент «Майкрософт», которых он недавно успешно взломал. Казалось бы, ничего хорошего не будет. Да только в самом кувшине находился джинн Хоттабыч (Владимир Толоконников), благодаря которому всё становится не так очевидно.

Логично предположить, что весь сюжет будет крутиться на тех желаниях, что Гена может загадать. И да, первое желание – очень важный сюжетный элемент, но при этом второе оказывается только небольшим ружьем Чехова, а третье так и вовсе становится чисто символическим. Куда важнее оказывается история дружбы этих двоих и их столкновения с реальным миром. Смахивает на принцип страшненькой подружки – более неприспособленным к жизни, чем человек, живущий в компьютере, оказывается лишь дух, просидевший в кувшине больше двух тысяч лет.

Ещё одна очень интересная особенность ленты – это то, как она захватила дух времени. Шёл 2006 год, и тогда интернет выглядел и воспринимался людьми по-другому. Скажем, первая же интернет-страница, показанная в фильме – это oper.ru, сайт Дмитрия «Гоблина» Пучкова. Мало того, что это довольно крутая отсылка к тому, что сам Дмитрий за кадром переводит всю иноземную речь, так и стоит помнить, что тогда этот сайт был куда популярнее, чем сейчас. Вот уж что действительно застыло во времени вместе с фильмом.

Но, конечно, главное достоинство ленты – персонажи и юмор, появляющийся непосредственно благодаря им. Каждый герой на своем месте и помогает сюжету. Двое друзей Гены, казалось бы, не особо много времени занимают на экране. Оттого может быть не совсем ясно, чем они заслужили такую честь, как отдельное представление в начале. Но если посмотреть, какую роль им предстоит сыграть в истории героя Хоттабыча, то они оказываются критично важными.

Очень умно, что сценарий в плане решения проблем полагается не только на главных героев, но и на их окружение, будь то друзья и знакомые Гены, или силы и непонимание нашего мира Хоттабычем. Все это создает целостную картину, где не возникает желания жаловаться на всякие не слишком продуманные мелочи. Конечно, с таким полусказочным сюжетом будет много глупостей и условностей. Но когда в конце фильм берет два своих главных элемента построения мира – магия и интернет – и смешивает их в увлекательную анимационную битву, то понимаешь, что всё было не зря. Как минимум можно сказать, что «Хоттабыч» – зрелище уникальное, другого такого фильма просто нет.

При этом кино не кичится своими фишками, и всегда их использует правильно – преимущественно ради шутки. Но бывают и более осознанные моменты. Например, когда Гена обещает говорящей моли купить норковую шубу. Ситуация и так достаточно забавна и абсурдна, но в итоге жест доброты оказывается куда важнее в общем контексте.

При тех условиях и задумках, благодаря которым делался «Хоттабыч», сложно представить, что в итоге могло выйти хоть что-то хорошее. Но ведь вышло – фильм и развлекательный, и нетривиальный. Если вы его не смотрели, то вы можете прямо сейчас исправить эту оплошность без каких-либо проблем. Он официально залит в открытый доступ на YouTube, причем в высоком качестве. Остается лишь кликнуть и дать нынешнему интернету рассказать вам о интернете пусть и недалекого, но прошлого.

9 из 10