Рок-н-ролл, кофе и величайший роман: История Билла Найи — Перетрение

Когда заходит речь о творческой профессии, то кажется, что в ней невозможно просто плыть по течению и при том добиться всемирной известности. Однако на примере Уильяма Фрэнсиса Найи, более известного как Билл Найи, оказывается, что это в определенной степени возможно. Актерство никогда не было в приоритетах Билла. Дабы разобраться, как это произошло, стоит обратиться к самому началу его пути.

Билл Найи родился в 1949 году в городе Катерхэм и был младшим в семье из трех детей. Его отец был трубочистом, позже он стал заведовать гаражом, а мама была сестрой в психиатрической больнице. Жила его семья на газозаправочной станции, и с самого детства для него не было ничего необычного в том, что вместо прихожей он видел газовые насосы. Первым серьезным увлечением юного Найи стала рок-музыка – он до сих пор признает The Rolling Stones своей любимой группой.

Сейчас Билл особо хвалит группу за то, что они так и не умерли от той тонны наркотиков, что употребляли в те времена, и продолжают своё дело. Говорят, рок-н-ролл – это умереть молодым, но он не согласен.

Учась в школе для мальчиков имени Джона Фишера, он впервые попробовал себя в качестве актера. Сам Найи особого значения сему факту не придавал, поскольку это было принудительно для всех учеников. Он лишь радовался, что был достаточно высок, дабы ему не давали женские партии. Плюс он всегда хорошо запоминал реплики, так что опозориться на сцене ему не приходилось.

Все изменилось, когда Билл открыл для себя книги Эрнеста Хэмингуэя. Он не разделял суровые увлечения автора, но был покорен его слогом. Вскоре он и вовсе стал лучше всех среди одноклассников разбираться в современной англоязычной литературе. В итоге именно благодаря этому Билл сдал экзамены по литературе и английскому языку. Но завалил все остальные. В общем, учеба ему никак не давалась, отчего уже в 15 лет он пошел работать курьером в магазин.

Под влиянием множества американских писателей и Боба Дилана, которого Билл так же всё время слушает до сих пор, он в 16 твердо решил сбежать из дома. Отправившись в Париж, он хотел там написать «величайший роман». «Мозгов у меня тогда было не очень много» – вспоминая тот период своей жизни, говорит Найи. Он считает это время счастливейшим, хоть ему и приходилось побираться. Вместе с другими бездомными он прикидывался перед американскими туристами, что принимает их за парижан, отчего те, довольные собой, расщедривались. Прожив там год и не написав ни строчки, он был отправлен домой британским консульством.

Если вы побираетесь в таких местах, вам можно позавидовать

Вернувшись, он всё-таки досдал экзамены и стал разнорабочим в той же психиатрической больнице, где работала его мама. Примерно тогда же у него появилась девушка, предложившая ему поступить в школу драматического искусства. Желая впечатлить пассию и не зная значение слова «прослушивание», он согласился, и она написала заявление за него.

Там ему сказали, что для поступления необходимо подготовить пару речей: одну из Шекспира и одну из современных авторов. В итоге Билл вместе с другом подготовил речь из книги Бернарда Шоу и «Двенадцатой ночи» Шекспира. Обе партии были женские, но в случае со второй речью это вышло случайно, ибо там героиня притворялась мужчиной. Такой выбор впечатлил принимающих.

Научившись не кривляться и правильно ходить по сцене, Найи всё ещё не был уверен в своей карьере. Вопреки его тогдашним ожиданиям, актерство – не альтернатива работе, а она и есть. После выпуска его взяли в театр Уоттермилл. Именно тогда, в начале 70-ых, он и дебютировал как профессиональный актер в пьесе «Молочный фургон больше здесь не останавливается» по Теннеси Уильямсу. Затем он проработал несколько лет в театре Эвримен в Ливерпуле.

Так этот театр выглядит сейчас

Тогда же он с другом основал музыкальную группу, где он пел и писал песни. Но долго это не продержалось, поскольку наш герой боялся, что группа помешает его актерской карьере. В 1977 году ему повезло оказаться членом труппы Национального театра в Лондоне, а вопрос о том, чем заниматься по жизни, окончательно отпал. Тогда же у него стали появляться первые роли на телевидении и радио.

В 1981 году он озвучил Сэма, друга главного героя «Властелина колец» в радиопостановке для BBC4. Впоследствии запись этой постановки Питер Джексон давал своим подчиненным при работе над своей полнометражной трилогией. В остальном крупных ролей Билл не получал. Зачастую, работая над различными шоу, ему приходилось полностью переписывать диалоги в своих сценах — и сейчас он искренне рад, что те времена прошли.

Первой действительно заметной ролью для кинокритиков стало его появление в ужастике «Призрак оперы» 1989 года. А в 1991 году его работа в мини-сериале «Мужская работа» даже дала ему статус местного секс-символа.

Получая все новые роли и всё чаще появляясь в, несомненно, удачных эпизодических ролях на большом экране, он не забросил театр. В частности, одна из его самых известных театральных работ появилась в 1994 году, когда он сыграл Тригорина в «Чайке» Чехова. Примерно тогда же Билл впервые оказался в Америке и узнал стереотип, словно все британские актеры обязательно имеют классическую театральную подготовку. Это, конечно, полный вздор, таковой попросту не существует. Найи регулярно получал предложения сыграть в классике, но ему куда интереснее современный язык. А постановки Шекспира ему и смотреть трудно, не то что играть.

В 2000 за свою работу в театре он получает премию Лоуренса Оливье, а спустя год выходит «Сердцу не прикажешь» – его первая главная роль в кино.

Решающим в карьере актера стал 2003 год, когда он появился сразу в двух  хитах мирового проката – «Другой мир» и «Реальная любовь». Роль злодея в первой он получил, придя на пробы с улицы, что было большой радостью для актера с его любовью к феномену вампиров. Впрочем, именно «Реальная любовь» стала для него главным толчком карьеры.

Билл положительно отзывался о работе с режиссером и сценаристом Ричардом Кертисом, говоря, что тот никогда не просил его импровизировать. Это, на его взгляд, признак профессионализма и уверенности в своем материале. Впоследствии он сыграл и в остальных режиссерских работах Кёртиса – «Рок-Волна» и «Бойфренд из будущего» – а также исполнил главную роль в телефильме по его сценарию «Девушка из Кафе». Причем, у режиссера последнего, Дэвида Йейтса, он также сыграл в «Гарри Поттере и Дары Смерти. Часть 1», тем самым подтвердив идею о том, что каждый маститый британский актер был обязан появиться в поттериане.

Апогеем карьеры Билла Найи в плане появлений в голливудской машине стала его роль во второй и третьей частях «Пиратов Карибского моря». Кроме того, что актер своими глазами увидел создание одних из самых дорогих фильмов в истории, он испытал на себе уникальный метод исполнения роли. Надевая серый облегающий костюм, который сам Найи называет «очень грустной пижамой», ему приходилось играть в сценах со сотнями точек на лице с другими актерами, выглядящими не так странно.

Но Билл не жалуется и исключительно положительно отзывается о своих партнерах по съемках, назвав Джонни Деппа «настоящим джентльменом», а Орландо Блума – «потрясающим человеком» и сказал, что с радостью вернулся бы к роли. Режиссёр Гор Вербински попросил Найи дать своему персонажу, грозе семи морей Дейви Джонсу, голландский акцент. Однако Билл не знал, как это сделать — и в шутку решил произнести реплики на шотландском. Гору это понравилось, и так оно и осталось.

Справедливости ради, в третьем фильме есть одна сцена, где он выглядит как человек

Ещё одной вехой в развитии карьеры стало появление на Бродвее, а именно в постановке Сэма Мендеса «Вертикальный час» 2006 года. А в 2007 Билл получил «Золотой глобус» за роль в телефильме «Дочь Гидеона».

Билл подходит к своим проектом с большим энтузиазмом и поэтому, например, он не стал новым Доктором Кто, хоть и попал в шорт-лист претендентов на роль в 2004 году. Как он отметил, с этой ролью идёт «слишком много багажа». Но при этом он гордится, что стал одним из немногих актеров, сыгравших во всех частях «Трех вкусов Корнетто» Эдгара Райта. Пусть и в последнем фильме, «Армагеддце», его можно только услышать, причём всего в одной сцене. При этом он прочел весь сценарий и «долго смеялся» с него.

Вместе с растущей популярностью Найи стал работать и чисто как актер озвучки. Он был диктором в «Поместье сурикатов» 2005 года для канала Animal Planet. Однако для американской версии его заменил Шон Эстин, который тоже играл Сэма из «Властелина колец», только теперь уже в фильмах Джексона. Также, время от времени, его голос появляется в мультфильмах. Например, в «Смывайся» и «Ранго». А за роль в «Секретной Службе Санта-Клауса» он получил премию «Энни» – самую престижную в сфере анимации.

Не чурается актер и видеоигр. В частности, он возвращался к своим героям в видеоигровой адаптации «Миссии Дарвина» и в серии Disney Infinity, вновь заговорив шотландским акцентом. Однако сейчас его самая заметная его роль в этой сфере – Спикер из The Destiny и её сиквела.

Билл не знает, почему у него произошло столь позднее цветение в карьере. Возможно, дело в том, что, как он считает, он стал менее самоуверенным и более общительным.

При этом близкие знакомые отмечают, что с годами Билл стал более замкнутым и нелюдимым. Он бросил пить и курить и не особо беспокоится, что теперь он зависим от кофе и сахара. В том числе он намеренно сводит общение с людьми к минимуму, используя телефон только для СМС. А на вопрос, можно ли рассчитывать на его появление в чем-то вроде «Большого брата», он ответил негативно, отметив, что он вообще редко свой дом покидает.

Говоря про актерство, Найи утверждает, что у него нет никакого секрета мастерства. Он никогда не «входил в роль», хоть и слышал про это много историй. Для него актерство – это продолжение того, чем мы все занимались, будучи детьми, играя в каких-нибудь ковбоев и индейцев.

У Билла был страх, что он проведет скучную жизнь, каждый день ходя на одну и ту же работу. Сейчас можно точно сказать, что он этого избежал. Совсем недавно в российский прокат вышел фильм «Голем», где он сыграл главную роль вместо почившего Алана Рикмана. И спада его востребованности пока никак не намечается.