Игра в зомби: рецензия на «Пожиратель плоти» (1988) — Перетрение

Из всех актёров «Ночи живых мертвецов» Билл Хинцман единственный сделал кинокарьеру. Он входил в число ближайших друзей Джорджа Ромеро и появлялся в маленьких ролях во многих его фильмах, а кроме этого снял (и весьма недурно) культовых «Безумцев» в качестве оператора. К сожалению, сотрудничество с Джоном Руссо на съёмках «Мажореток» не принесло ничего, кроме разочарования, однако через год Хинцман вполне реабилитировался, сняв «Пожирателя плоти».

Если вы не видели или не любите культовый шедевр Джорджа Ромеро, то смотреть работу Хинцмана тем более не стоит. По достоинству её смогут оценить только те, кто знает каждую сцену легендарной полулюбительской ленты парня из Питтсбурга. Хинцман сделал оммаж к 30-летию фильма Ромеро, и в этом качестве её и надо рассматривать, хотя хитрый Билл не отказал себе в удовольствии процитировать и другой культ — «Хэллоуин».

Собственно, на стыке слэшера и зомби-фильма и существует «Пожиратель плоти». Его название, кстати, словно привет «Зомби» Лючио Фульчи, так как именно как «Пожиратели плоти» работа итальянского мастера шла в США. И именно фильму Хинцмана мы обязаны упрощением зомби-фильма, сведением всех его элементов к чистому развлечению. Плохо это или нет — пусть каждый решает сам. Однако Хинцман сделал по-своему увлекательный и, безусловно, небесталанный зомби-экшен, где действие не останавливается ни на минуту, а свободная, раскрепощённая манера повествования может напомнить хороший трэш «Не ходите в лес».

«Пожиратель плоти» — исключительно хоррор, простой, как амёба, и прямой, как линия горизонта. Но в данном случае это не только не плохо, а весьма хорошо, ведь Хинцман показал простой и действенный способ снимать зомби-ужастик тем, кто не обладает дарованием Ромеро вкладывать в сюжет серьёзное содержание. Существуя в пространстве «Ночи…», как бы вольно пересказывая сюжет, работа Хинцмана удивляет какой-то детской непосредственностью, лёгкостью изложения и полным отказом автора тягаться с высоким кино. Ромеро был создателем зомби-притч, но никак не хоррора. Известно, что сам мастер всегда протестовал, когда его фильмы воспринимали как страшилки. Это был его способ, за одеждами ужасов, высказаться на те темы, что его волновали.

Эстафету Ромеро подхватил Лючио Фульчи, сделав удивительный по атмосфере оживших верований туземцев хоррор «Зомби». А Хинцман тонко чувствует изменившееся время, когда и хоррор стал проще и плоше: люди резко поглупели и как бы впали в коллективное детство. Какие там расовые проблемы, нам супергероя подавай, который разом восстановит справедливость. И скоро не будет в хорроре ни статичных сцен, ни игры воображения, а всё заменят штампы и клиповый монтаж.

Несмотря на сумасшедшую динамику и намеренное упрощение сюжета, сводя всё действие к истреблению зомби людей, Хинцман неплохо создаёт тревожную атмосферу за счёт прихотливой работы с камерой и мрачной музыки. Номинальные главные герои обречены на смерть так же, как и их друзья, ибо от зла нет спасения, как гласит надпись на плите, под которой покоился первый зомби мирового кино. Его восстание словно метафора нового рождения, когда в американском кино появился фильм о живых мертвецах без всяких умных мыслей или чёрно-юморного обыгрывания зомби-тематики. Бум зомби-фильмов был ещё впереди, ибо в 1980-е гг. переживал свой рассвет слэшер, вытеснивший все другие темы на периферию. Но очень скоро зомби захватят весь киномир, так что в год будет выходить множество фильмов.

Хинцман как бы препарирует наследие Ромеро и Фульчи, отыскивая, что в их зомби-мире будет под силу среднестатистическим постановщикам. Поэтому его собственный фильм — идеальный образец для подражания, так как не требует особого таланта, чтобы делать так, как у Хинцмана.

Но это вовсе не значит, что перед нами обыкновенная поделка. Мастерство режиссёра, его понимание законов зрелища и импровизационный дух выделяют «Пожирателя плоти» среди других подражаний. Хинцман просто играет, забавляется самой историей. Жанр его фильма следует определить как фанфик, и это главный плюс небезызвестной работы. Хинцман любит зомби-материал и уважает зрителя, оттого не впадает в сплаттер-несдержанность Андреаса Шнааса. В то же время он не преследует так открыто коммерческие цели, оттого не боится казаться наивным.

Смотря фильм Хинцмана, испытываешь сожаление, что никто сейчас уже так не снимает. Голливудские ужастики стали с некоторых пор свалкой штампов, из них совсем ушла душа, а импровизацию заменил трезвый расчёт. Кино сейчас — это бизнес, вроде парка развлечений. Посмотрел и на следующий день забыл. И так до нового сезона.

«Пожиратель плоти», несмотря на местами неряшливый вид, не хочется забывать. Ему прощаешь отсутствие смысла или же авторского стиля. Да постановщик и не претендовал на лавры Ромеро, Карпентера или Фульчи. Но ему удалось снять редкий хороший развлекательный зомби-фильм, с годами ставший культовым. Этот фильм снят большим ребёнком, который и в 51 год не наигрался в зомби. И он возвращает и нам возможность хотя бы на экране вспомнить детство. Ведь оно всегда для человека источник молодости и радости бытия.

Игра в зомби: рецензия на «Пожиратель плоти» (1988)
7Оценка
Оценка посетителей: (1 Голос)
10.0