Виртуальные консоли (но не те) — Перетрение

Мы привыкли, что игровые консоли – это некие физические объекты. Но так бывает не всегда. Дело в том, что они могут быть и виртуальными. Да, я знаю, о чём вы подумали. Нет, не надо путать их с эмуляторами. Да, «виртуальная консоль» от Nintendo – это тоже эмулятор. А мы о другом.

Эмуляторы стараются воссоздать программным путём уже существующее железо. Виртуальная консоль же не воссоздаёт, а создаёт. Она не является попыткой перенести другую консоль, она сама является консолью.

Окей, скажете вы, но ведь на принципиальном уровне нет никакой разницы. Есть некий код, который запускает некий другой код. Что картошка, что картофель. Да, на принципиальном уровне разницы нет. Но она есть на идеологическом.

В мире стало слишком много информации. Это избитый, но вечно актуальный тезис. С одной стороны, прогресс – это прекрасно, с другой стороны, иногда хочется откатиться и начать всё сначала. Но, разумеется, только понарошку. Иначе как мы выживем без современных технологических достижений?

Вот и выходит. Люди стараются заново начать что-то имеющееся, чтобы стать причастными к зарождению чего-то нового, да и чтобы убрать необходимость «перелопачивать» многолетний набор информации и культурных ценностей, что «прилипли» к уже имеющемуся явлению. Это, например, одна из важных причин, почему люди упорно придумывают новые языки-конланги. Это же причина феноменальной популярности проектов типа Raspberry Pi. Разумеется, не единственная, но существенная. Вот и виртуальные консоли туда же.

Их существенное отличие от эмуляторов, исполняемых сред и так далее заключается в стремлении создать не только лишь продукт, но и новую субкультуру вокруг него. Вы можете сделать игру на любом современном языке программирования для любой современной платформы, конечно, проблем в этом нет. Но тогда вы станете частью чего-то массового, давно устоявшегося. А это интересно далеко не всем.

Итак, виртуальные консоли – это файлик, который запускает другой файлик, но делает это так, что в вашем подсознании данный процесс становится чем-то гораздо большим.

Мы не будем вдаваться в подробности каждой существующей виртуальной консоли, потому что это лишит вас огромной доли удовольствия от их изучения. Но, надеемся, что сориентироваться в их многообразии данный материал вам поможет.

Pico-8

Царь и король мира виртуальных консолей. Игры для Pico-8 создаются в рамках ограничения 128 на 128 пикселей в 16-цветовой палитре. Для разработки применяется очень простой и дружелюбный язык Lua.

Вокруг Pico-8 существует огромное сообщество. Про него выпускаются фэнзины, её выпускают в физическом виде, его портируют на другие языки и системы. Также очень порадовал проект Gamegirl, который представляет собой мини-консоль в духе (какая неожиданность) Gameboy, что может запускать игры Pico-8 и ряда других систем.

Одним словом, если вы хотите что-то по-настоящему популярное и с большим количеством игр, то Pico-8 – достойный вариант. Ну а в игры для этой консоли можно спокойно поиграть и в браузере.

Voxatron

А вот ещё более оригинальный проект от тех же людей, которые «заведуют» Pico-8. Эта консоль уникальна тем, что работает не с пикселями, а с вокселями. Если упростить всё до предела, то воксели – это трёхмерные пиксели. Потому и игры выходят как бы трёхмерными, но всё такими же зернистыми. Смотрится, на самом деле, очень круто, хотя игр для консоли выпущено и поменьше, чем для Pico-8.

PX8

На самом деле, эта консоль несильно отличается от Pico-8, но если вы любите не Lua, а, скажем, Python или Rust – или просто хотите что-то с меньшим числом пользователей, то милости просим.

Умельцы уже прикрутили к консоли воксели, хотя смотрится, конечно, не так круто, как у предыдущего «пациента».

Pixel Vision 8

Фишка у этой консоли в том, что игры можно создавать для разных «систем» – геймбоеподобной, фамикомоподобной, мастерсистемподобной и геймгирподобной. Всё наворочено, стильно и пока что лишь платно.

Uzebox

Ладно, это уже не столько виртуальная консоль, сколько изначально физическая квазиретроконсоль, которая имеет официальный эмулятор. Так что её можно посоветовать скорее радиолюбителям, не боящимся «запариться» и сделать приставку своими руками. Есть же тут такие, да?

LIKO-12

О, это уже что-то новенькое. Тут не 128 на 128 пикселей, а 192 на 128! На самом деле, очень хороший и интересный клон Pico-8, отличающийся своей открытой природой, работой на Android и кучей других плюшек. Если «закрытость» Pico-8 вас отпугивает, то вариант достойный.

Tic-80

Ещё одна виртуальная консоль, работающая по схожему принципу. Очень ламповая – все игры можно создавать прямо с нуля в тесном мирке 240 на 136 пикселей – все необходимые инструменты тут идут в комплекте. Да, это не столь уникальная особенность, но только вот Tic-80 спокойно работает что в браузере, что на смартфоне – одним словом, вы можете с большим удобством взять маленький виртуальный компьютер в дорогу и здорово провести за ним время. Ну и игры, соответственно, идут на чём только хочется.

Виртулировал консоли

Автор рубрики «Запрещённое мнение». Панически боится воздушных шариков. Любит сырники. Как бы вы жили без этой информации?