Фаворитизм не может продолжаться бесконечно – люди устают. Старых королей отправляют на пенсию, не потому, что они больше не могут править страной, а потому, что они уже не вызывают того возбуждения у некогда верноподданных. Потому любой долгий период возвышения всегда кончается апатией – или, того хуже, нелюбовью. Pixar слишком долго делал превосходную анимацию – и всем это жутко надоело. Потому, когда у него пошла череда едва ли не лучших работ за всю историю существования компании, они были восприняты хоть и не негативно, но очень равнодушно. Возможно, и вы их не любите. Возможно, зря.

Признаемся честно – «Тачки 2» (2011) не были даже отдалённо плохи. Крепкий развлекательный фильм о дружбе, погонях и путешествиях – пусть и немного жестокий, пусть не без спорного юмора, но всем бы делать фильмы на таком уровне. Критика «Тачек 2» – это бунт против коммерциализации. В идеальном мире, что существует исключительно в фантазии обывателя, можно сколько угодно творить, реализуя любые смелые задумки – и это будет прекрасно окупаться. Потому первый «коммерческий» сиквел студии был принят в штыки. До этого же, дескать, обходились без этого – и ничего. Но чтобы делать оригинальные вещи, нужно в первую очередь обеспечить себе безопасность.

Все мы рады оригинальным фильмам, но не были бы рады, если бы череда по какой-то причине неуспешных коммерчески, но принятых критически фильмов (а такое случается сплошь и рядом) стала бы причиной закрытия студии. И дело не в «жадном Диснее», купившем Pixar – создавайте злодеев сколько угодно, но если бы жизнь была такой простой и прямолинейной, что качество перерастало в успешность – то хорошо бы жить в этом мире.

Но публика высказалась, критики высказались (и только дети остались довольны) – и над новым фильмом студии нависло огромное облако ответственности – он не просто должен быть хорошим, он должен быть реабилитирующим. Ведь люди, которые вкалывают больше вас ради вашего же развлечения, чем-то вам должны. Они нагло испортили вам жизнь, сделав «Тачки 2». Как же теперь жить. Идеалы уже не столь идеальны – и люди сделали вид, что расстроились, на деле, обрадовавшись разнообразию, внезапно возникшему в мире.

А «Храбрая сердцем» упорно делала всё, чтобы заранее стать фильмом, который ну никак не похож на реабилитирующий. Тут и там доносились слухи о проблемах на стадии производства – о боже, как они могли уволить женщину-режиссёра. Ах это чёртово маскулинное общество. И ничего, что ранее мужчины-режиссёры отстранялись у студии от работы аж не раз. Люди не осознают, что сексизм возникает как раз тогда, когда происходят вот такие ситуации – ведь настоящее равноправие – это как раз равноправие во всём, в том числе в умении недожать, не сойтись по творческой части зрения – и так далее.

А потом фильм вышел, прошёл неплохо, но скорее по инерции, собрал позитивные рецензии, но без огонька, а о сиквеле никто даже и не задумывался. Вскоре многие стали называть «Храбрую сердцем» одним из своих нелюбимых фильмов студии, упуская тот факт, что он, возможно, если посмотреть на него с открытой душой, один из лучших.

Никогда ещё не было у Pixar столь красивого, столь плотного по своему ритму, столь прекрасно смонтированного фильма. Никогда ещё у них не было сюжетов, которые бы воспринимались на всё более и более глубоком уровне после каждого пересмотра. Это фильм, который не нравится, потому что ты ждёшь от него типичную Pixar’овскую картину – и нужно посмотреть его ещё раз, отбросив ожидания, чтобы понять, насколько он превосходит всё, что было раньше.

Почти про каждый предыдущий фильм Pixar (кроме, разве что, WALL•E) можно было сказать, что он ничего бы не потерял, будь он сделан в классической рисованной анимации. Вы можете представить себе плоских «Суперсемейку» (2004) и «Рататуя» (2007)? Я запросто. Даже с «Тачками» (2006) и «В поисках Немо» (2003) ничего особо страшного бы не случилось. «Храбрая сердцем» – это пример того, когда трёхмерная анимация, казалось бы, классических персонажей, настолько превосходит традиционную, что ты перестаёшь переживать из-за упадка последней.

Прекрасен и сюжет, который убирает традиционные сопли с сахаром, лавстори, злодеев – и формирует сказку о семье, непонимании и принятии. «Злодеев» тут всё же можно отыскать, но они чисто условны – главный противник шотландской королевской семьи – это неумение найти общий язык.

Просто идеально выдержан тон картины. Говорят, изначально её хотели сделать более мрачной – и хорошо, что не сделали. «Храбрая сердцем» именно такая, как надо – она выглядит как классическая сказка, но в ней есть место пустой злобе, отчаянию и нелепым, но искренним обидам, которые лишь развивают героев и помогают им понять друг друга лучше, чем когда-либо.

Я не буду пересказывать сюжет или касаться отдельных нюансов – просто советую вам посмотреть фильм ещё раз. Велик шанс, на этот раз что вы его полюбите – может быть, вам тоже просто не хватало взаимного понимания?

В следующий раз мы поговорим о других фильмах Pixar, которые вы, скорее всего, не любите, а зря.

[authorbox authorid=»2″ title=»Мыслями делился»]

Автор рубрики «Запрещённое мнение». Панически боится воздушных шариков. Любит сырники. Как бы вы жили без этой информации?
Leave a Comment

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *