Говорят, что всё уже придумано, нет ничего нового, всё, с чем мы имеем дело – лишь новая комбинация давно существующих элементов. Все мелодии заново используют по-разному составленные 7 нот. Исторические события повторяют друг друга, разворачиваясь с разными участниками и в разных масштабах. Ну а все кинофильмы можно упростить до нескольких стандартных сюжетов. Так ли это?

Всё придумал Шекспир

Какими бы тайнами и загадками ни была окружена личность знаменитого английского драматурга, ясно одно – на повествовательное искусство он оказал ни с чем (и ни с кем) не сравнимое влияние. Потому есть мнение, что все современные сюжеты художественных произведений – это лишь вольная или невольная переработка той или иной шекспировской пьесы. Чтобы проверить, насколько это близко к действительности, зайдём на IMDB и введём в поиске William Shakespeare. И увидим очень интересный результат.

Итак, 1173 фильма открыто основываются на сюжетах, созданных Шекспиром (а ещё ему, судя по всему, неплохо удавались саундтреки). А сколько кинолент являются вольными вариациями на тему… Тут и «10 причин моей ненависти», основывающийся на «Укрощении строптивой», и знаменитый «Ран» Куросавы, который является переделкой «Короля Лира», и «Тепло наших тел», в котором можно, присмотревшись, увидеть элементы «Ромео и Джульетты» – равно как и в сиквеле «Короля Льва» и «Вестсайдской истории». Список можно продолжать очень долго. Так что, быть может, ДНК Шекспира и правда можно найти чуть ли не в каждом классическом или современном произведении.

Тридцать шесть драматических ситуаций

Но может быть дело вовсе не в Шекспире, а в том, что количество сюжетов в принципе мало – а знаменитый драматург был просто первой знаменитой творческой личностью, что смогла их «израсходовать»? Французский театровед Жорж Полти выделял 36 стандартных сюжетов, то есть драматических ситуаций, на которых основывается любой фильм, роман или пьеса. Проанализировав огромное количество сюжетов, он решил, что каждый из них относится к одному из следующих типов:

  1. Мольба
  2. Спасение
  3. Месть, преследующая преступление
  4. Месть близкому за близкого
  5. Затравленный
  6. Внезапное несчастье
  7. Жертва кого-нибудь
  8. Бунт
  9. Отважная попытка
  10. Похищение
  11. Загадка
  12. Достижение
  13. Ненависть между близкими
  14. Соперничество между близкими
  15. Адюльтер, сопровождающийся убийством
  16. Безумие
  17. Фатальная неосторожность
  18. Невольное кровосмешение
  19. Невольное убийство близкого
  20. Самопожертвование во имя идеала
  21. Самопожертвование ради близких
  22. Жертвование всем ради страсти
  23. Жертва близким во имя долга
  24. Соперничество неравных
  25. Адюльтер
  26. Преступление любви
  27. Бесчестие любимого существа
  28. Любовь, встречающая препятствия
  29. Любовь к врагу
  30. Честолюбие
  31. Борьба против бога
  32. Безосновательная ревность
  33. Судебная ошибка
  34. Угрызения совести
  35. Вновь найденный
  36. Потеря близких

Список пытались дополнить, но никто в этом не преуспел. А вот сократить его удалось.

Сужаем круг

В 2004 году английский журналист Кристофер Букер решил, что сюжетов всего семь. Они были такие:

  1. Из грязи в князи или история «Золушки».
  2. Приключение – попытка достичь нечто труднодостижимое.
  3. Туда и обратно – попытки вернуться в привычный мир.
  4. Комедия.
  5. Трагедия.
  6. Воскресение – например, история Спящей Красавицы.
  7. Победа над чудовищем.

Уменьшение количества числа сюжетов продолжалось. Английский профессор Мэттью Джокерс решил воспользоваться компьютерными технологиями, чтобы автоматически выявлять сюжет в художественных текстах.

Как-то так выглядело произведение после прогона через его программное обеспечение.

В итоге он пришёл к выводу, что, да, сюжетов семь, но чаще всё же шесть, седьмой встречается очень редко, от силы в 10% произведений. Правда, подходя к вопросу чисто с технической стороны, названия и описания типам сюжета он давать не стал.

А знаменитый писатель Курт Воннегут взял и уменьшил это число до пяти. По его мнению, есть следующие типосюжеты:

  1. Золушка/Из грязи в князи.
  2. Человек попадает в неприятности.
  3. Юноша встречает девушку.
  4. Кафкианский роман, когда всё становится хуже и хуже.
  5. Гамлет.
Все свои сюжеты Воннегут смог изобразить на простых графиках.

Так что если вам покажется, что какой-то фильм/книга/видеоигра по сюжету напоминает некое другое произведение, то, знайте, что, дело, возможно, не в плагиате. Просто всё уже было. Может быть, кто-то в будущем ещё радикальнее сократит количество типовых сюжетов. Например, до одного. Ведь, по сути, любое художественное произведение можно низвести до следующего:

[authorbox authorid=»2″ title=»Мыслями делился»]

Автор рубрики «Запрещённое мнение». Панически боится воздушных шариков. Любит сырники. Как бы вы жили без этой информации?
Show 2 Comments

2 Comments

  1. Игнат

    Статья интересная! Спасибо! Но что то не пойму,

    куда можно типичный слешер отнести ? Да и «Победа над чудовищем.» довольно частый сюжет.

    • Peretrenie

      Хороший вопрос! Всё зависит от завязки слэшера. Как нам видится, по первой классификации это может быть, например:
      -Месть, преследующая преступление
      -Безумие
      -Затравленный
      -Отважная попытка (например, спастись)
      -Похищение (со всеми вытекающими)
      И так далее.

      По второй классификации:
      -Туда и обратно (например, если персонажи пытаются спастись и вернуться домой).
      -Победа над чудовищем (маньяком).
      -Трагедия (если главгерои гибнут).

      По классификации Воннегута это может быть:
      -Человек попадает в неприятности.
      -Кафкианский роман (с большой натяжкой=)).

      И в любом случае слэшер – это однозначно Shit happens!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *