Когда я выпустил текст про «Райю и последнего дракона» в рамках «Пересмотра!» менее чем через неделю после релиза ленты, то не только нарушил неписанное правило не говорить о новинках, до которого только мне и было дело. Но и затронул тему того, что творилось с моим кинотеатральным опытом за последнее время. Такой же трюк проверну и сейчас.

Оказавшись в ситуации, когда все крупные голливудские студии отказались предоставлять российским кинотеатрам свои премьеры, первое время кинотеатры моего города гордо держали спину. Прокатывали что доступно и заодно давали лентам вроде «Всё везде и сразу» больше сеансов, чем они могли получить при прежней ситуации. Что вполне неплохо. Повторные показы участились: Скорсезе до нас добрался аж дважды с «Такси» и «Волком с Уолл-стрит». Но летом ситуация начала меняться.

Всё началось с проката «Бэтмена». Выход фильма был отменен чуть ли не менее чем за сутки до премьеры, кинотеатры были на низком старте. Поэтому под этим прокатом при желании можно найти относительно легальную основу в плане нарушения отношений дистрибьютора и залов. История затронула многие города, хоть и куда меньше кинотеатров, чем было бы в марте.

И тут прорвало. Три кинотеатра, как раз взявшиеся за «Бэтмена» в Кемерово, начали качать фильмы из интернета и показывать их, прикрываясь плашками вроде «настоящее рекламное сообщение составлено и размещено организаторами акции/мероприятия, арендующими кинозалами». Поначалу я не хотел поощрять подобные канцеляризмы и то, что за ними стоит. Но вот они начали сеансы пока что лучшего фильма года «Я краснею» и, что называется, понеслось.

«Топ Ган: Маверик» у нас появился заметно позже, чем, например, в Санкт-Петербурге. Но всё ещё до премьеры на видео и с дубляжом. Как бы я не ценил важность лицензионных соглашений, но нельзя было не ухватиться за такой невероятный большеэкранный опыт. Кинотеатр рядом с моим домом открылся после долгого простоя и в расписании первых дней были исключительно скачанные фильмы. Зачем в репертуаре позже появился и официальный прокат – не совсем понятно. Сейчас это распространилось и на другие залы. В итоге в Кемерово остался только один кинотеатр, не замеченный в подобных делишках.

Кто попадает в список скачек? Большие, помпезные новинки, будь то супергероика или про динозавров включая Элвиса Пресли. Анимации тоже повезло, руки у «арендаторов кинозалов» доходят аж до прошлогодних релизов Netflix. Доставать копии фильмов до их релиза на видео им явно сложнее, но и тут прогресс. «Черного Адама» пришлось ждать три недели с момента премьеры в СНГ, а вот «Черную Пантеру: Ваканда навеки» — всего одну.

За этим шиком и блеском теряются чуть более скромные релизы от тех же голливудских студий. Пусть, например, у «Не беспокойся, дорогая» очень спорные отзывы. Зато картинка и звук превосходные, самое то для кинотеатра. Но черта с два его покажут. Или было бы здорово сходить на комедию и посмеяться вместе с даже малозаполненным залом. Но и тут дудки. Не смотря на громкие имена, ждать сеансов «Билета в рай» не приходится.

Получается та же ситуация, на которую уже много лет жалуются голливудские режиссеры, только гораздо быстрее и в меньших масштабах. Громкое кино пока выживает (хотя, судя по тому, что в одном из кинотеатров сейчас разместили ярмарку одежды — не факт), но американские студийные ленты поменьше полностью потеряли своего зрителя на большом экране как минимум в Кемерово.

Что остаётся делать мне, киноману, ценящему подобный контент? Разве что стараться следить за ним и говорить о нём.

Не то чтобы у меня были большие надежды на «Билет в рай». Его режиссёр и сценарист Ол Паркер зарекомендовал себя как автор текстов к очень даже хорошей дилогии «Отель «Мэриголд»» и заодно наслышан о том, какую чудесную работу он проделал на сиквеле Мамма MIA! (сам пока не проверял — всё ещё травмирован просмотром первой части). Фильм вышел для домашнего просмотра на удивление быстро после начала проката. Я его скачал и вскоре посмотрел, надеясь получить нечто не слишком захватывающее перед сном. И оказался полностью заворожён.

Одно начало уже превосходное. В нём монтаж мечется между Дэвидом (Джордж Клуни) и Джорджией (Джулия Робертс), рассказывающих о своём опыте брака. Авторы пользуются всеми шансами для удачного перехода, показывая несостыковки в их рассказе максимально динамично и смешно. Немного жаль, что к подобным стилизациям фильм прибегает не слишком часто. Но, по правде говоря, они и не особо нужны.

Основной сюжет начинается, когда их дочка Лили (Кейтлин Дивер, «Образование»), отдыхая на Бали, встречает любовь всей своей жизни в лице местного паренька Гедэ (Максим Буттье) и через месяц с лишним уже собирается выйти за него. Приглашенные на свадьбу родители готовы прекратить вечную грызню друг с другом ради того, чтобы остановить дочь от столь опрометчивого поступка.

Сразу стоит прояснить, что фильм прекрасно осознаёт свою жанровую принадлежность и, как бы не был умён, намеренно остается в их рамках. К примеру, когда мы говорим о фильмах жанра слэшер, то в первую очередь ждём не тонкого психологизма героев или обоснованности в предыстории злодея. А то, насколько крутыми и изобретательными будут убийства. Так и здесь: куда важнее, насколько мила и обаятельна центральная пара, какие забавные ситуации им предстоят и так далее.

То есть приверженность «Билета в рай» специфике романтической комедии не просчёт, а намеренное стремление. И речь не о фильмах для канала Hallmark или бэк-каталога Netflix, а ориентир на лучших представителей от пера Ричарда Кёртиса или Нэнси Мейерс. Не то чтобы сценарии дотягивают до их самых амбициозных работ, речь больше об общих принципах.

Завязка более чем понятная. Сложно не быть на стороне родителей, столкнувшихся с таким экстремальным поведением дочери. И для того, чтобы максимально удачно реализовать эту идею, авторы становятся мировыми мастерами по канатоходству, соблюдая огромное количество балансов. Нужно продать то, что дочка абсолютно искренна в своих желаниях и осознает безумие ситуации при поверхностном суждении. Что её кавалер — достойный выпускницы юрфака юноша, понимающий угрозу со стороны родителей. Что сами родители не монстры и смотрят на ситуацию рационально в рамках своего миропонимания. И чтобы это всё не скатилось в манипуляцию и банальщину. По всем этим канатам создатели ходят так грациозно, что им Филипп Пети позавидует.

Во время просмотра я всё время был на эмоциях. Когда отец невесты говорит, что якобы был на Гавайях, сразу вспоминаю «Потомков» и начинаю подозревать, что «Джордж Клуни на тропических островах» может быть моим любимым жанром (пусть само кино на самом деле снято в Австралии). Возможно, у него это моя любимая роль. Да, вообще. Его комедийный талант невероятен, а способность одинаково продать ворчливого батю и смиренную душевность одновременно поражает.

Главный вопрос во время просмотра: смогут ли они дотянуть интерес до конца? Особенно в таком кино есть ловушка в конце второго акта, когда у всех всё обязательно должно стать плохо. И не важно, насколько это логично. Но и здесь мне умудрились продать происходящее. Благо используется минимум натянутостей.

И всё это сопровождалось долей какого-то нездорового стыда. Я всего лишь кино смотрю, откуда взялась эта непонятная желчь? На самом деле ответить легче легкого: казалось бы, не пристало юноше 26 лет так сильно получать удовольствие от романтической комедии. Но кому какое дело? Я и раньше подозревал, что отношусь к этому жанру более благосклонно, чем, предположим, большинство представителей мужского пола. Теперь же места для сомнений не осталось. Если грамотно использовать проверенную формулу, то я в восторге. Как фанаты слэшеров.

Ещё одной мыслью было желание показать кино маме. Когда я говорю с ней о том, что можно было бы посмотреть, зачастую разговор заходит про желание найти что-то легкое и приятное. А тут ещё совпало, что она недавно по радио слушала про Клуни. Там этот фильм упомянули и она уже была заинтересована. Что называется, звезды сошлись. Дубляж на русском пока недоступен, так что взял с озвучкой студии Jasker.

В целом к последним отношусь хорошо. В этом году приходилось пару раз слышать их в кинотеатре. Уши резало от того, насколько сведение звука не соответствовало помещению, но к качеству исполнения претензий особо не было. Здесь же было чуть больше косяков: в паре моментов озвучка реплик опережала оригинальную речь. Да и то, что единственный для фильма с рейтингом PG-13 fuck перевели правильно, в контексте данного просмотра заставило понервничать.

Но были и полезные аспекты. Например, когда смотрел в первый раз, то упустил два момента, где были субтитры на речь местных. Сначала это мимолетная шутка (но смешная), но ближе к концу уже касалось более трогательного момента. Не то чтобы перевод был критичен, об общем смысле сцены удалось догадаться и без него. Но узнать, что это с моими настройками что-то было не так, а не авторы внезапно решили выпендриться, было скорее приятно.

Да и то, что в итоге я смог поскорее выпустить на него «Пересмотр!», тоже здорово. «Билет в рай» прекрасно понимает свою жанровую принадлежность и делает всё, чтобы соответствовать ей. Но в лучшем из смыслов. Замечательно, что такие фильмы всё ещё выходят. Пусть их дорога для зрителей вроде меня как минимум сейчас немного ухабистая.

9 из 10

Настолько люблю пересматривать, что целую рубрику об этом веду. Интроверт, поп-культурный наркоман. Куплен Диснеем на не самых выгодных условиях.
Leave a Comment

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *