Прежде чем сдавать экзамены на сценариста в Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, я прошел местную подготовку. Помимо прочего, там обозначили довольно широкий спектр фильмов, который стоит посмотреть. В списке и (преимущественно) советская классика, и французская новая волна, и «Пролетая над гнездом кукушки», много всякого. Узнав, что тогда я специализировался на написании фантастики, дали рекомендации и по этому направлению: «Солярис», «Человек-амфибия» и «Планета бурь».

Если про первых двух я ещё слышал, то последний оказался откровением. Вышедший аж в 1961 году фильм рассказывает о советско-американской космической экспедиции на Венеру. Ну, то есть преимущественно советской: из американцев в повествовании остался только один человек и его огромный робот. Из первого просмотра помню лишь, что там тупо планета динозавров и в целом было очень скучно.

Уникальные по тем временам техники комбинированной съемки, вроде как впечатлившие Стэнли Кубрика и Джорджа Лукаса — это, конечно, любопытно. Увы, особо смотреть не помогало. Но вот, спустя 8 лет, мы собираемся встретиться с другом и тот вдруг такой: давай «Планету бурь» глянем. А я уже и забыл успел, что смотрел её. Он о ней вспомнил, потому что работал над связанным с ней проектом и хотел ознакомится с материалом. Правда, в итоге даже не смог определиться, как его оценить. А позже тем же днем отметил, что и забыть успел, что мы его смотрели.

Изначально режиссёр Павел Клушанцев хотел сделать фильм о высадке о Луну. Но он не был удовлетворен работой сценаристов и взятие за основу одноименной книги, переместившей высадку со спутника на планету, было скорее компромиссом. Да и первоисточник не то чтобы особо ценный — его автор Александр Казанцев, узнав о невозможности жизни на Венере, в 1978 году перенес действо в другую звёздную систему, не сильно заботясь о художественной целостности. Работавший редактором Аркадий Стругацкий нашёл текст настолько плохим, что он тупо поверх карандашом писал свой вариант. Но тот так и не увидел свет.

По итогу фильм оказался популярнее на Западе, чем у нас. Причем долгое время там были проблемы с доступом к нему. Но можно было посмотреть состряпанные с использованием его кадров «Путешествие на доисторическую планету» 1965 года и «Путешествие на планету доисторических женщин» 1968 года. Режиссёром на последней, хоть и под псевдонимом, был Питер Богданович. Продюсером же обоих версий оказался вполне ожидаемый для столь нелепых пертурбаций Роджер Корман.

Иронично, что при поступлении на сценариста мне посоветовали такой сценарно сомнительный фильм. Примерно за первые двадцать минут фраза наподобие «как вы знаете» прозвучала около шести раз. Это чуть ли не любимая придирка Ностальгирующего Критика — мол, раз знаете, то зачем тогда говорите? Я не разделяю его настолько ярую позицию, но как минимум здесь это однозначно показатель ленивой проработки текста.

Но куда больше меня задел сюжет про женщину-космонавта, столкнувшейся с дилеммой. Она переживает, стоит ли дождаться на орбите коллег, с которыми потеряла связь, или отправится к ним. Только вот в первом случае у экипажа есть шанс на спасение, а во втором — нет. В чём вообще вопрос? Ладно, она переживает (тем более хоть какая-то драма в столь преимущественно дубовых репликах), понятно. Но откуда появилась идея, что тут может быть выбор?

В целом, конечно, «Планету бурь» нет смысла смотреть ради истории. В первую очередь это показ новаторства и вполне любопытный срез времени в плане того, как тогда могли делать кино. Некоторые элементы в хорошем смысле непривычны: например, то, что местный робот, не будучи особо разумным, работает только при вежливом обращении. Или этакий дух комсомольского товарищества, где один космонавт может подурачится над другим.

Хотя это всё ещё не самое захватывающее зрелище, но мне не жалко для «Планеты бурь» положительной оценки. Даже не смотря на использование теории о заселении Земли с другой планеты, внезапно проталкиваемой в ленте с середины после куда более научных рассуждений.

7 из 10

Настолько люблю пересматривать, что целую рубрику об этом веду. Интроверт, поп-культурный наркоман. Куплен Диснеем на не самых выгодных условиях.
Leave a Comment

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *