Когда я узнал о выходе «8-битного Рождества», то был немного в предвкушении. Ведь тут одновременно две дорогие моему сердцу вещи – Рождество и ретрогейминг. Ждать долго не пришлось: фильм вышел сразу на стриминговые сервисы. Отчего и узнал я о нём примерно за месяц до выхода. Надежды дарил Нил Патрик Харрис на постере и режиссерский титул Майкла Дауса. У последнего резюме не слишком впечатляющее, но там нашлось место парочке захваленных сериалов и «Вышибале» — одной из самых душевных взрослых комедий, что я видел.
Я уже было готов посмотреть фильм ближе к соответствующему празднику, но спустя неделю после выхода ленты в конце ноября оказался на одном дне рождении. Именинник включил приставку с доступом к огромной библиотекой нелегально добытого кино, любезно предоставленного местным интернет-провайдером. На главной странице в графе свежих релизов было «8-битное Рождество», что я тут же отметил вслух. В итоге его и включили. Так я в первый раз фильм и посмотрел, отвлекаясь на застолье.
Полагаю, для обывателя это не проблема. Ну, была какая-то комедия включена на днюхе, подумаешь. Для меня же это выросло в целый ряд дилемм. Я настолько отвык смотреть случайно подвернувшиеся по телевизору или в гостях незнакомые фильмы, что уже и не знаю, что делать. Считается ли, что я посмотрел фильм? Общался я не слишком активно, так что большую часть времени все же смотрел на экран. Но при этом люди за столом говорили всё время, а голова именинника порой заграждала центр экрана. Можно ли после такого опыта ставить оценку на Кинопоиске?
В прошлом бы такое не сильно смутило. Я ставил оценки всему подряд, что видел хотя бы пару минут. Отчего время от времени стараюсь подобные вердикты удалять. Ну не смотрел я толком обе части «Крокодила Данди», с чего взял, что могу их оценить? В целом мне «8-битное Рождество» понравилось, хоть и были некоторые вопросы к отдельным решениям. Так что я решил не спешить с выводами и посмотреть ещё раз. Тем более как раз будет материал для выпуска «Пересмотра!» под соответствующий праздник. Вот это я называю выигрышной ситуацией.
Джейк Дойл (Нил Патрик Харрис) вместе с дочкой Энни (София Рид-Ганцерт) приезжает в родительский дом на праздники. Там он показывает потомку свою Нинтендо (которая для нас больше известна как Денди) — приставку Nintendo Entertainment System. Последняя и оказывается крючком, из-за которого батя вспоминает детство и рассказывает, как в декабре 88-го пытался добыть заветную игровую консоль.
Да, в действительности Нила Патрика Харриса оказалось не так много. Большую часть его герой работает как ненадежный рассказчик, порой меняя показываемую реальность из-за комментариев дочки или просто потому что он так запомнил. Авторы трюком не злоупотребляют, отчего порой о нём забываешь. Но в отдельные моменты приукрашивания выстреливают на ура.
Стоит признать, что моя оценка со знакомства почти не изменилась после полноценного пересмотра. Но как минимум теперь я гораздо лучше увидел, насколько хорош сценарий и постановка. Скажем, в один момент один из друзей главного героя задаётся вопросом о том, является ли «Крепкий орешек» рождественским фильмом. Изначально я подумал, что это выпендреж: едва ли в то время таким вопросом особо задавались, тем более дети. Но когда взрослый Джейк рассказывал о своих друзьях в начале, то упоминает, что как раз этому парню родители разрешают смотреть фильмы с рейтингом R (детям до 17 только с родителями) и всё стало на свои места. Это не единственная подобная шутка от него и новоприобретенный контекст помог мне их лучше воспринимать.
Очевидно, что эта история для сценариста Кевина Якубовски особенно важна. Изначально он написал одноименную книгу, которую потом сам же адаптировал в сценарий (благо нужный опыт имеется). Место действия истории в его родном городе, а в 88-ом ему было примерно столько же, сколько и главным героям фильма. Но в титрах, конечно, написано, что любые совпадения с реальными людьми и событиями случайны. Как и то, что студия ни в коем случае не продвигает курение и ничего не получала от табачных компаний. Но об этом титре говорят реже.
Но чего в титрах нет, так это упоминаний об принадлежности игр той или иной компании. Дело в том, что показанные в фильме видеоигры либо не существуют, либо уже во владении создавшей фильм Warner Bros.. Так что да, главные интеллектуальные собственности Nintendo вроде Марио или Зельды упоминаются лишь на словах. С другой стороны, у японского магната в то время был прикол с созданием искусственного дефицита на свои хиты, так что отсутствие этих игр не сверх нереалистично. Плюс сам фильм смог умело пошутить над ситуацией.
Для тех, кого старые игры не сильно волнуют, следующее прозвучит совсем как придирка. Но для меня это чуть ли не главная проблема. В моменте, когда нам показывают, насколько плоха была шедшая дорогущим аксессуаром к приставке перчатка Power Glove, на телевизоре мало того что нет воспринимающих её движений сенсоров (возможно, это даже работает — мол, её владелец такой тупой, что не удосужился нормально её настроить), так и игра на экране никак не могла идти на восьмибитном железе. Ну выдумали игру, хоть стилизуйте её правильно. Как будто в наше время подобное так сложно сделать.
Это, кстати, комплимент: если такова главная проблема, то остальное, должно быть, чертовски хорошо. Так и есть. Ни один ребенок-актер не подводит, режиссёр заморочился даже с крутыми переходами между сценами. И заодно позвал композитором со своего «Али, рули!» Джозефа Трапанезе, уже имевшего опыт с видеоиграми благодаря работе на франшизе «Трон». Причем музыкант привнес не только рождественские мотивы и видеоигровое звучание, но и столь идущий эпохе синтвейв. А ещё тут в знаковой второстепенной роли Дэвид Кросс («Замедленное развитие», «Элвин и бурундуки»), который радует всегда и везде.
В конце концов, это фильм, дающий трезвый взгляд на роль консюмеризма в праздничный сезон. Не надо отрицать, что подарки важны. Но и не стоит забывать, что близкие люди важнее. И этот урок фильм преподаёт прекрасно, почти не скатываясь в морализаторство.
Если вас не волнуют видеоигры, «8-битное Рождество» всё равно стоит посмотреть. Это качественная как в плане съемок, так и в плане шуток комедия, не лишенная души и праздничного настроения.
8 из 10