Знаменитый макропольский Небоскрёб Свободы теперь был занят преимущественно небольшими фирмами – здание перестало интересовать туристов, потому аренда офисных помещений была иррационально мала. На девятом этаже начиналось собрание совета руководителей медиа-холдинга Paralyzed Pictures, одного из крупнейших игроков в Голливуде. Но киноиндустрия менялась – а её участники за ней не успевали – и с этим надо было что-то делать.
–Хорошая новость заключается в том, что продажи сопутствующей продукции выросли, – трубил Майкл Джефкинс, глава отдела медиа-дистрибуции и мерчандайзинга, – эти идиоты по какой-то одному Будде известной причине рады носить чехлы для телефонов, сумки и браслеты с нашими персонажами. Я их не понимаю. Мы не выпускали оригинальных франшиз уже лет пять. Почему они не хотели покупать то, что хотя бы с натяжкой можно было назвать искусством? Но факт остаётся фактом – продажи выросли на 13%.
–А в чём плохая новость, Майки? – спросил, поднимая руку, Джереми Мирон, глава отдела параллельного трансмедиапродакшена.
Майкл вздохнул.
–Люди не хотят ходить в кино. Люди не хотят покупать фильмы на носителях. Прямые сборы упали на 15%. Кажется, что это не так уж и много, можно списать на обычные ежегодные флуктуации, плюс тяжёлая финансовая ситуация, но если посмотреть на дело в долгосрочной перспективе, то потери составили 60% за последние пять лет. Конечно, есть продажа прав и другие каналы, но они также постепенно приносят меньше прибыли, пусть и не в таких темпах, конечно.
Раздалось приглушённое бормотание.
Майкл продолжил.
–Всё это вкупе с последними изменениями социально-демографического фона приводит нас к одному неутешительному и сложному выводу.
–Выводу, что пора сворачивать лавочку и расходиться по домам? – выкрикнул Орландо Перси, глава отдела по аппликации кроссплатформенной медиааналитики. Выкрик не вызвал ни малейшего смешка, лишь неловкое хихиканье самого Орландо.
Майкл подождал немного и продолжил.
–Нет. Всё проще. И, одновременно, сложнее. Нам нужно перестать брать плату за фильмы и подумать над альтернативными вариантами монетизации. Потому что текущая схема дистрибуции просто не работает. Ни в кинотеатрах, ни для домашнего видео. Да, производство всё ещё окупается, во многом спасибо отчислениям со стриминговых сервисов, но, если тенденция продолжится – а она продолжится, – то киноленты перестанут приносить прибыль. Не лучший вариант развития событий.
Люди за длинным столом в виде прямоугольника со скруглёнными краями замолчали и задумались. Молчание тянулось и тянулось, медленно занимая собой всё пространство. Вот смолкли последние шёпоты и постукивания пальцами по поверхности стола. Наконец кто-то решил нарушить тишину.
–Майкл, – робко начал Айри Мэнфилд, глава отдела по переработке канцелярских принадлежностей, – может быть нам нужно не менять систему, а постараться, наоборот, воздействовать на людей, влиять на их менталитет.
–Айри, это не сработает! – отрезал Майкл. – Мы только за последние два года выпустили три фильма о романтике походов в кино. В одном из них даже была ДжейЛо! Мы купили целую тему номера в «Нью Йоркере» – лишь чтобы выяснить, что его тоже уже никто не читает. Мы давали технические задания актёрам, которые были на шоу Киммела и ДеДженерес, они как бы невзначай упоминали преимущества посещения кинотеатров и легитимного приобретения киноносителей и цифровых копий. Тейлор Свифт даже записала об этом песню. Ну, правда, она не вошла в альбомный трек-лист. Но в сети разошлась неплохо. Пятнадцать тысяч лайков только за первый день, Айри, пятнадцать. Мы всё перепробовали. Пришла пора менять систему.
Подождав немного и поняв, что никто более не предложит ничего дельного, Майкл решил взять инициативу в свои руки.
–Так, мы вместе с отделом инициативных решений и отделом визуализации информационных презентаций сделали небольшую презентацию того, что можно сделать, извиняюсь за тавтологию. Сейчас я вам покажу наши наработки. Это пока просто идеи.
Щелчок – и на большом белом экране загорелся первый слайд. На нём был изображён счастливый человек с мобильным телефоном.
–О, это же Джек из отдела курирования водосточных коммуникаций! – выкрикнул кто-то. Майкл проигнорировал выкрик.
–Чтобы добиться успеха, – начал он, – нам необходимо ориентироваться на примеры отраслей, которые наиболее активно развиваются. Что больше всего выросло за последний год?
–Неуверенность в завтрашнем дне? – пожал плечами Най из отдела оценки ментальной кондиции фокус-групп.
–Помимо этого. Больше всего вырос рынок мобильных приложений. Успех этого рынка, заключается, в первую очередь, в тесной интеграции с рекламой и в активном применении микротранзакций даже для бесплатных продуктов. Если подумать, то это будет несложно применить и для фильмов. Сейчас всё это находится в зачаточной стадии. Да, у нас есть продакт-плейсмент, но ему не хватает гибкости. Да, у нас сейчас есть возможность купить премиальные издания фильмов ради дополнительных материалов – но это как-то слишком радикально. Отдавать сразу всё по одной цене? Нам это невыгодно, да и конечному покупателю не очень интересно – зачем покупать тонны ненужных интервью, документальных роликов или вырезанных сцен, если хочется посмотреть что-то конкретное? Исходя из этого, мы предлагаем следующую систему.
- Все дополнительные материалы продаются отдельно. Базовая ставка – доллар. Более длинные и сложные дополнительные материалы, например, фильм о создании, могут стоить дороже. Итого максимальная стоимость фильма вырастет до нескольких сотен долларов. Появится элитистский стимул тратить деньги – человек, открывший всю информацию о фильме, будет выглядеть в своих глазах куда важнее тех, кто просто посмотрел фильм. Можно даже сделать какой-то рейтинг, который будет это отображать.
- Расширяем понятие «дополнительных материалов». Всё, что можно продавать, надо продавать. Например, зачем просто так показывать сцену после титров? В бонусные материалы её. Титры – туда же. Можно пойти дальше. Постер в квартире главного героя содержит забавную отсылку? Зачем же видеть её бесплатно. Если вы не заплатили, то постер в фильме будет просто белым. Что-то подобное можно реализовать и в кинотеатрах, но в более простом виде, продавая билеты с разными уровнями доступа.
- Базовый фильм надо сделать бесплатным. Тогда всё недовольство по поводу того, что каждый чих будет стоить каких-то денег, отпадёт. Хочешь посмотреть кино – без проблем, не нужно качать из торрентов, смотри бесплатно, хоть в день выхода. Только разве это просмотр – фильм, без вырезанных сцен, без деталей, без бонусных моментов. Это попросту неинтересно. Можно даже специально убирать несколько важных сюжетных сцен или персонажей.
- Базовые фильмы будут окупаться преимущественно за счёт таргетированного продакт-плейсмента. Всё очень просто – для каждого момента, куда можно вставить рекламу, снимаем продукцию нескольких разных рекламодателей – а потом выбираем, какую показывать на основе анализа персональных данных зрителя. Конечно, расценки на рекламу поднимаем в разы – ведь её эффективность вырастет за счёт таргетирования. Что касается кинотеатров, то там, конечно, с таргетированием сложнее (можно разве что делить посетителей на купивших билеты и пришедших бесплатно), но зато за счёт бесплатности фильмов может заметно вырасти посещаемость кинозалов – и вновь стоимость рекламы можно поднять.
- Мы понимаем, что в таком случае никуда не деться от вопроса пиратства (хотя средний его уровень как раз упадёт, ведь можно посмотреть базовый фильм бесплатно, не нарушая закон), но тут возможно простое решение – в каждой цифровой копии приобретаемых материалов будут зашифрованы данные о покупателе (IP-адрес, имя и так далее). Зашифрованы они будут по принципу стеганографии, то есть шифрование будет очень незаметным – например, можно кодировать данные, просто изменяя оттенки нескольких десятков пикселей в отдельно взятых кадрах. Это будет незаметно при просмотре, каждый раз это будут разные пиксели и кадры, потому выявить изменения, не зная, где они есть, будет почти нереально – но зато потом эксперты могут быстро вычислить пирата, залившего фильм в Интернет. Несколько показательных процессов – и более будет неповадно.
–Конечно, всё это лишь вершина айсберга, – подытожил Майкл, – но даже с такими изменениями мы можем не только прекратить падение прибыли от кинопроката, но и более, того, вновь обеспечить ей уверенный рост!
Он был явно доволен собой. Речь вышла убедительная, все довольно кивали – кроме Николы Румянцева – начальника отдела по руководству начальниками. Никола встал и нейтрально и очень медленно похлопал.
–Поблагодарим Джефкинса за такую интересную презентацию. Мысль, безусловно, свежая и достойная внимания, но, Майкл, ваш отдел оперирует далеко не всеми данными. Есть вещи, которые закрыты от ваших специалистов. Дело в том, что наши прибыли растут. За последний финансовый год мы заработали на 26% больше, чем за предыдущий. В долгосрочной перспективе эти цифры в разы больше. Нам неважно, приносят ли фильмы прибыль. Мы получаем основной доход из других каналов, которые мы не может раскрывать. Фильмы – это лишь отвлечение внимания. Настолько яркое, что никто и не заподозрит, что оно не приносит основной доход. Ещё раз спасибо за презентацию, но давайте продолжим и перейдём к следующей теме. Итак, кого мы будем поддерживать, Oculus Rift или Microsoft Hololens?
***
Когда собрание закончилось, и его участники разошлись, Майкл подошёл к Николе, который, казалось, ожидал этого и не торопился покидать помещение.
–Мистер Румянцев, сэр, послушайте, я работаю в нашей компании уже 12 лет. Мне нужно знать все наши каналы доходов, иначе я не смогу поддерживать необходимый уровень эффективности работы нашего отдела.
–Извини, Майкл, – медленно ответил Никола,– но доступ к этой информации есть лишь у узкого круга людей.
–Ну тогда хотя бы намекните! – Майкл умоляюще посмотрел на своего косвенного начальника.
Никола вздохнул.
–Ну ладно. Знаешь, попрошаек на улице, которые собирают милостыню?
Майкл кивнул.
–А знаешь сайты, которые специализируются на видео про котиков и других милых животных?
Джефкинс снова кивнул.
–Ты даже не представляешь, сколько между ними может быть общего, – загадочно произнёс Румянцев и вышел из помещения, оставив главу отдела медиа-дистрибуции и мерчандайзинга неподвижно замершим в зале, где через несколько секунд потух свет и прекратилось жужжание ноутбука. Майкл стоял в полной тишине. Мысли, точно рой беззвучных пчёл, носились по его сознанию. Постепенно слова Николы начали обретать осязаемый смысл. Кажется, Майкл начинал понимать, о чём нужно сделать следующую презентацию. Мужчина улыбнулся, взял в руки коричневый кожаный портфель и покинул опустевшее помещение.
[authorbox authorid=»2″ title=»Мыслями делился»]