Что бы вы сделали, если бы столкнулись вживую с настоящим медведем? С огромным мохнатым гризли, который, кажется, уже давно выслеживал вас, пока вы пробирались по лесу. Сначала бы, конечно, испугались. Это понятно. Но что потом? Посвятили ли бы вы свою жизнь тому, чтобы построить чёртов медведенепробиваемый костюм, вдохновлённый Робокопом? Нет? Ну тогда вряд ли о вас снимут документальный фильм, который затем похвалит лично Тарантино. И уж точно не напишут эту статью.
Почему медведь не убил главного героя нашего рассказа – ему самому непонятно (герою, не медведю). Возможно, что он также не мог представить, что через 7 лет будет лежать на земле после удара огромного ствола дерева. Но в последнем хотя бы считывается логика, ведь его удар, согласно исследованиям, равен силе атаки взрослого медведя, а то и превышает её. Правда, есть одно отличие – медведь способен быстро атаковать несколько раз подряд. Дерево же не может похвастаться такой активностью.
Трой Хёртубайс, наш протагонист, личность вообще неординарная. Харизматичный, словно рождённый для такого рода фильмов, он является изобретателем очень странного рода. С одной стороны, некоторые из придуманных им вещей довольно практичны, например, специальная паста, которая может выдерживать огромные температура (Трой самолично нанёс её на лицо и направил на неё огнемёт – и выжил). С другой стороны, есть среди них и что-то на уровне фантастики, вроде «Ангельского Света», устройства, которое делает стены и человеческие тела прозрачными, в качестве побочного эффекта убивая золотых рыбок и поджаривая находящуюся рядом электронику. Никто так и не видел это волшебное устройство в действии.
Урсус Марк 6 находится где-то посередине. Это костюм, который пытается быть похожим на Алекса Мёрфи, но вместо этого больше смахивает на что-то из дешёвой фантастики начала 20-го века. Впрочем, всё это неважно, ведь главное, чтобы он выдержал атаку гризли. Но захочет ли животное напасть на то, что не похоже на человека?
Фильм Питера Линча «Проект Гризли» посвящён именно тому, что вы и представляете – Трой будет пытаться доработать свой костюм, а затем – отследить мишек, с которыми он так хочет встретиться. Достоинство картины в том, что она не пытается показать всё со слишком серьёзным лицом. Авторы понимают, что проект является столь же практичным, сколь и нелепым (позже он получит Игнобелевскую премию). Потому баланс между комизмом и документальным повествованием выдерживается очень хорошо.
Не будем вдаваться в содержание фильма слишком глубоко, благо, что он доступен для бесплатного просмотра. Это лучше видеть своими глазами.
Ну а история костюма продолжилась и годы спустя. Уже в 2001 году Трой попытался протестировать седьмую его итерацию на медведе Кадьяке, одном из самых крупных хищников в мире. Медведь оказался не очень заинтересован в физическом контакте с большой нелепой штуковиной, надвигающейся на него.
Следующим крупным проектом горе-изобретателя стала, фактически, реальная версия костюма из игры Halo, но это уже совсем другая история, о которой, возможно, тоже однажды что-то снимут.
Главный вопрос, на который хотелось бы ответить – зачем вообще смотреть такие фильмы? Ответ, наверное, следует дать такой – в мире 7,3 миллиарда людей. Это очень много. Попробуйте досчитать до миллиарда. Если вы будете тратить на это 8 часов в день – и считать будете довольно быстро – у вас на это уйдет около 30 лет. И каждый человек на этой планете чем-то занят.
Антрополог Эрнест Беккер в своей знаменитой книге «Отрицание смерти» вводит такое понятие как «проект бессмертия». Если говорить очень просто, то каждый человек хочет символически избежать смерти, оставляя после себя какое-то наследие, которое станет частью вечного даже после того как он умрёт. Именно из-за реализации «проектов бессмертия» политики развязывают международные конфликты, именно из-за них архитекторы создают здания, а писатели пишут книги, которые, как они надеются, значительно их переживут. Оглянитесь вокруг – вас окружает так много всего. Вот этот заборчик вокруг газона, вот эти модные кроссовки, вот это нелепое граффити на доме – это всё чьи-то «проекты бессмертия». Повторимся – людей много. Слишком много. И каждому хочется символически преодолеть физические ограничения своего тела, продолжить в той или иной форме существовать, хотя бы пока Солнце не сожжёт Землю.
И потому так интересно наблюдать за попытками людей найти свою нишу, реализовать что-то, что не занято остальными 7,3 миллиардами людей. Из-за переизбытка таких «проектов», мы упускаем интересные истории, которые лежат за ними. А ведь каждый человек на Земле чем-то занят. И о том, чем он занят, ему обязательно есть что рассказать.
Трой Хёртубайс пытался своим «проектом» преодолеть смерть дважды – не только символически, но и физически. Серьёзно, вы представляете себе этих огромных созданий? И та искренность, с которой он пытается воплотить свою безумную идею в жизнь, добавляет фильму какого-то особого шарма.
P.S. Кажется, нас ждёт вторая часть фильма. Предыдущие неудачные изобретения фактически сделали Троя банкротом, но уж Урсус Марк 8, сделанный с применением титана, не подведёт, не правда ли? Выпуск сиквела (который уже частично отснят) намечен на осень 2017 года.
[authorbox authorid=»2″ title=»Шёл по следу гризли»]