Когда мы садимся посмотреть какой-нибудь фильм, то для нас это беззаботное полуторачасовое развлечение. По ту сторону серебряного экрана же всё совсем иначе. Киноиндустрия – это сотни тысяч работников, огромное количество профсоюзов, миллиарды перемещаемых туда-сюда долларов – одним словом, дело серьёзное, глобальное и обеспечивающее большое количество людей пропитанием и иже с ним. И при таких масштабах, конечно же, не обойтись без конфликтов сторон. Иногда проблемы решаются в суде, иногда не обойтись без акций протеста. О последних и поговорим.

Рассмотрим интересные протестные акции любого типа, проходившие в индустрии развлечений – будь то массовые демонстрации или молчаливый отказ работать.

Самая длинная

Самая масштабная забастовка длилась больше тринадцати месяцев – и устроили её музыканты, входящие в старый (основан он был ещё в 1896 году) и масштабный профсоюз под названием Американская федерация музыкантов (далее АФМ). Если в 1904 году в неё входило всего 5 тысяч участников, то сейчас их около 80 тысяч. Но речь пойдёт не про наше время, а про 1941 год, когда для Америки и без того были достаточно трудные времена – она вступала во Вторую Мировую. Но президент АФМ, решил, что это вовсе не значит, что не нужно решать другие проблемы. А они заключались, как можно догадаться, в отчислениях от звукозаписывающих компаний. Точнее, в их недостаточности.

Поэтому было принято решение устроить забастовку, начиная с последнего дня июля 1942 года. Сначала крупные звукозаписывающие компании не поверили в то, что она состоится – но решили перестраховаться. Они быстро начали приглашать своих ведущих музыкантов, чтобы они начали записывать новый материал, дабы создался некий архив на какое-то время вперёд. Среди этих музыкантов были такие громкие имена как Гленн Миллер или, например, Дюк Эллингтон.

Когда июль закончился, выяснилось, что АФМ не блефует – и музыканты действительно перестали приходить на запись. Сначала компании хотели просто переждать забастовку – но, когда она затянулась, стало ясно, что архива записанных заранее композиций попросту не хватает. Конечно, тогда начались поиски неизданных записей, поиски путей обойти забастовку – но в итоге звукозаписывающим компаниям, кому-то раньше, кому-то позже, пришлось сдаться и пойти на компромисс.

Казалось бы, всё закончилось, все довольны. Да вот только в ту пору начала набирать популярность такая небольшая штука как телевидение – а ведь там тоже использовалась музыка. В итоге новые споры по отчислениям привели к очередной забастовке уже в 1948 году – но это уже совсем другая история.

Самая короткая

Иногда всё разрешается куда проще. Гильдия режиссёров Америки не могла договориться с продюсерами по поводу остаточных доходов, то есть прибыли от повторных показов телевизионных шоу и их продажи на видеокассетах (был 1987 год). В итоге была инициирована забастовка, которая продлилась «аж» 3 часа в Нью-Йорке. Ещё бастовали в Лос-Анжелесе, но там всё вышло ещё интереснее – только пикетчики начали собираться перед главными зданиями Warner Bros. и Columbia Pictures, как стало известно, что было достигнуто соглашение. В итоге забастовка продлилась хорошо если несколько минут.

Любопытно ещё и то, что стороны решили пока что не выяснять отношения по поводу «новой технологии, которая позволяет телевизионным зрителям платить только за те фильмы, которые они действительно посмотрели», потому что она приносит лишь 73 миллиона доллара в год, что капля в многомиллиардном море кино- и телеиндустрии. Так что подобные вещи появились ещё задолго до массового распространения всевозможных видео-по-требованию и интернет-прокатов кинофильмов.

Самая чёрно-белая

Самая чёрно-белая протестная акция носит название «Цветная» – и проходила она в славной Великобритании в 1970 году. Независимое телевидение, ITV, телевизионная корпорация, которая и сейчас занимает одно из лидирующих мест на рынке вещания государства, переходило на цветное вещание. И это сейчас всё так просто и элементарно – и даже телефон вашей бабушки может снимать цветное изображение. Раньше всё было не так.

Телевизионным студиям приходилось вкладываться достаточно активно в новое телевизионное оборудование, которое могло одновременно снимать и в цвете – и в монохроме для старых телевизоров. В итоге камеры того времени состояли из 4 передающих трубок – три для передачи сигнала цветности (по одной на красный, зелёный и синий цвета) – и одна для передачи чёрно-белого изображения высокого разрешения. Работать с таким оборудованием было сложнее – а заметно повышать гонорар техническим специалистам канала никто не хотел.

В знак протеста работники просто отключали три трубки из четырёх, оставляя чёрно-белую. В итоге 27 телепередач, которые должны были быть показаны в цвете, шли в монохроме. Казалось бы, страдает от этого в первую очередь зритель – но вовсе нет. Дело в том, что реклама во время цветных телепередач стоила тогда значительно дороже. Так что ITV теряло деньги и вынуждено было пойти на компромисс.

Самая президентская

Вот так начнёшь актёрскую карьеру, потом станешь президентом актёрского профсоюза, а потом – бац! – и двинешься в более крупный и масштабный шоу-бизнес – политику – и вот ты уже 40-й Президент США. Вот вам краткая история жизни Рональда Рейгана.

Причина крупной забастовки 1960 года была всё в том же остаточном доходе – главы киностудий не понимали, зачем платить людям дважды за одну и ту же работу. Именно благодаря будущему губернатору Калифорнии (любят там актёров, да) и Президенту США, была инициирована эта протестная акция. Индустрия буквально встала на пять недель.

Увенчалась забастовка пусть и не полным успехом, но, учитывая, что раньше этот вопрос считался в принципе необсуждаемым, компромисс (выплаты будут делаться по фильмам после 1960 года, по фильмам, начиная с 1948 года будет сделана разовая выплата, а фильмы, выпущенные до 1948 года, останутся без выплат) устроил большинство – хотя некоторые известные актёры, имевшие успешную картеру до 1948 года, вроде Микки Руни, Глена Форда и Боба Хоупа, обиделись на Рейгана, утверждая, что будь он пожестче, то выторговал бы контракт повыгоднее.

Самая анимационная

Хотя это и не первая забастовка в истории индустрии развлечений, но самая первая из крупных голливудских. Уолт Дисней всегда относился к своим сотрудникам как к семье – и был не против, что не все в этой семье являются равными. В итоге выходило так, что разница в зарплате у работников разного уровня иерархии доходила до 3000%. Люди стали возмущаться – причём, не только те, кто получал мало, но и те, кто получал много, например, Арт Бэббит, один из ведущих аниматоров студии.

Уолт пытался разрешить ситуацию, давая пламенные речи, но в итоге недовольство продолжало расти. Переломным моментом стало увольнение Бэббита, за его участие в сторонних профсоюзах, активное вовлечение туда работников Диснея – да и вообще за то, что, если уж кто и не любил Уолта и всегда шёл ему наперекор – так это Бэббит.

Эта соломинка сломала спину верблюда – и более 200 (по другим данным – 300) работников студии вышли бастовать. Их поддержали другие студии, обеспечивая всевозможную поддержку. Пикетчики несли плакаты с надписями «Один гений против 600 подопытных кроликов», «Леонардо, Микеланджело и Тициан были членами профсоюза», а также с изображением Плуто и подписью «Уж лучше я буду собакой, чем штрейкбрехером!».

После 5 недель борьбы, Диснею пришлось сдаться и сделать свою компанию частью профсоюза. Эта забастовка является одной из самых значимых в истории анимации. Говорят, что она целиком изменила индустрию. Численность студии Диснея сократилась вдвое, зато открылось множество новых студий, в результате чего появились новые персонажи, новые стили и новые произведения, вошедшие в историю. Изменила забастовка и индустрию комиксов, привнеся в неё несколько важных игроков, например, Уолтера Келли, автора «Пого» – или Хэнка Кечэма, автора «Несносного Дениса» – и не только.

Интересно, что забастовка шла во время производства «Дамбо» – и некоторые забастовщики были изображены в самом мультике в виде требующих повышения клоунов.

Уолт Дисней же остался глубоко разочарован – и с тех пор не мог доверять даже близким сотрудникам. Справедливость восторжествовала, но дружелюбная атмосфера исчезла из студии на долгие годы.

[authorbox authorid=»2″ title=»Бастовал, сидя на диване»]
Автор рубрики «Запрещённое мнение». Панически боится воздушных шариков. Любит сырники. Как бы вы жили без этой информации?
Leave a Comment

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *